В маленькой квартирке Анны Ивановны Тростинской, которая живет в Минске, светло и уютно. И каждому, кто попадает сюда впервые, трудно поверить, что необыкновенной красоты, вязаные крючком салфеточки, вазочки, панно, с любовью вышитые картины на сюжеты из народных сказок, она делает… ногами.
Комната Анны Ивановны напоминает музей прикладного искусства, или, нет, - выставку шедевров вышивки и вязания!
Эта необычная женщина не любит повышенного внимания к себе, с неохотой показывает очень редкую, уже ставшую раритетной, медаль “Одолевшая судьбу” от Советского фонда милосердия и здоровья. Анна Ивановна Тростинская была единственной женщиной в Советском Союзе, которая имела такую награду. Ею наградили и таких легендарных людей нашей страны, как: А. Маресьев, В. Дикуль, Ю. Власов... И было это в 1991 году.
… Она редко вспоминает и тот уже далекий сентябрь 1948 года, и себя, маленькую детдомовскую девочку, которая сидела на полу в корпусе для неходячих детей и безутешно плакала. Горькие слезы нескончаемым потоком стекали по миловидному личику на темное ситцевое платье с зашитыми наглухо рукавами.
«Ну почему меня не взяли в школу? Ведь я уже умею ходить, и так хочу учиться!» – в отчаянии шептала восьмилетняя Анечка.
Три дня она отказывалась от еды. И все-таки добилась своего: пошла в школу вместе с такими же обездоленными ребятами послевоенной поры, с которыми жила в одном из детдомов недалеко от Минска.
... Анечка Тростинская появилась на свет 22 июня 1940 года, ровно за год до начала той страшной войны. Родилась девочка совсем слабенькой, без обеих рук, а левая ножка была намного короче правой...
- Не выживет! – сказали несчастной матери врачи.
Но случилось невероятное. Анечка выжила тогда, в 40-м. А потом и в 41-м году, когда спасаясь от фашистов, партизанский обоз, где были и Анечка с мамой, провалился под лед. Наверное, это был знак судьбы – жить...
Отец девочки служил в разведке, и пропал без вести еще в начале войны. А мама с двумя дочками с трудом выжили. Анна Ивановна очень благодарна матери за то, что не бросила ее, выходила. Ведь в войну всякое бывало. Многие женщины, не выдерживая испытания страхом, голодом, холодом, отказывались даже от здоровых детей.
В 1946 году мама отдала Аню в детдом для инвалидов. Это был очень сложный, драматичный, но продуманный шаг. Девочке надо было не только выжить в голодные послевоенные годы, но и научиться жить среди сверстников. А еще Ане очень нужно было учиться. Она просто замучила сестру Нину:
- Научи меня писать!
- Как? Ногами!
Шестилетнюю девочку приняли в детдом. И определили в отделение для лежачих. Дети здесь были самые тяжелые, можно сказать, обреченные. За три года, что девочка провела там, она сама научилась умываться, держать ложку, причесываться... И все это… ногами!
А потом Анечка научилась писать. Брала карандаш пальцами правой ноги и старательно выводила сначала палочки, затем – крючочки... На это ушли даже не месяцы – годы! Ей говорили, что она никогда не сможет ходить. А она, видя, как учили ходить других детей, сказала себе: - Я тоже смогу!
И однажды, оставшись одна, Аня, опираясь плечиком о кровать, попробовала встать на правую ногу, а левую, с трудом, но переставила вперед. И не упала!
Потом изо дня в день, сдерживая слезы от невыносимой боли, девочка тренировалась. Делала шаг за шагом. Когда не получалось – не отчаивалась. Верила, что сможет ходить сама, без посторонней помощи. И, действительно, получилось! Маленькая, худенькая девочка обладала какой-то недюжинной силой духа, жизнестойкостью. В хрупком теле таилось нечто такое, что заставляло даже взрослых, умудренных жизненным опытом людей, уважать ее, считаться с ней.
... Вот почему она так горько плакала, когда её не взяли в школу. Ведь для этого она научилась невероятному: не только ходить, даже писать! А тут такая несправедливость! Но упорная девочка сумела доказать тем, другим, что учеба для неё – окно в мир, без чего у любого человека не может быть будущего. Анечка буквально торопилась всё узнать, постичь. И за ней тянулись другие. Для более слабых людей она всегда была, и остается, той путеводной звездочкой, которая звала, манила, заставляла работать над собой, вселяла надежду. В те годы многие девочки-подростки с удовольствием занимались рукоделием.
Маленькая Аня садилась рядом с теми, кто вышивал очень медленно, основательно, и примеривалась, запоминала одну операцию за другой.
И что же? В свои 11 лет девочка вышивала... ногами гораздо красивее и быстрее многих рукодельниц со стажем. Позже её работы не раз будут выставляться на различных выставках, получат дипломы. Вот и еще одна высота, которая встретилась на жизненном пути Ани Тростинской, была взята. За ней – следующая...
Ко времени окончания школы девушка уже отчетливо представляла, чем будет заниматься дальше. Увлечение историей она мечтала пронести через всю жизнь. И для этого решила поступить в университет, на истфак. Преподаватели, принимавшие у Ани экзамены, с трудом представляли, как девушка без рук будет учиться. Как будет писать сочинения, контрольные?! Но она, привыкшая к любопытным взглядам, к откровенной недоброжелательности, не спасовала.
Часто на учебу ей не хватало дня. Тогда она занималась ночами напролет. Не могла позволить себе расслабиться, рассчитывая на жалость.
Диплом об окончании университета только на миг дал ей почувствовать себя спокойнее, увереннее. Почти восемь лет Анна Ивановна была учителем истории в своем же доме-интернате для инвалидов. Это были непростые годы. Она давала своим ученикам не только глубокие знания, перечитывая горы научных статей и книг, но и то, что для них было еще важнее – уверенность в своих силах. Не все однозначно, с уважением относились к необычной учительнице. Ведь Анна Ивановна всегда умела отстаивать свои взгляды, говорила то, что думала, и никогда не шла на компромисс со своей совестью.
А многие её ученики и спустя десятилетия благодарны Анне Ивановне за уроки мужества и доброты. Совсем разные люди часто звонят, заходят в её теплый дом. Для каждого у неё найдется доброе слово и чашка душистого чая из трав, которые она заваривает по-особому.
Уже много лет Анна Ивановна Тростинская живет одна. Только скучать ей некогда. Нужно успеть просмотреть свежие газеты, почитать книгу, посмотреть умную телепередачу, приготовить еду, убрать в квартире... Может быть, еще и сыграть с кем-то партию в шахматы! А потом, не спеша, с удовольствием, приняться за вязание или вышивку...
Вряд ли у кого-то в доме вы увидите такой ажурный, необыкновенной красоты абажур. А какие изысканные узоры в ее салфетках, воротничках и косынках! Мельчайший аккуратненький крестик виден на вышитых картинах, что висят на стене. И словно на миг оживают Иван Царевич и Серый Волк, васнецовская Аленушка, Жар-птица, улетающая в небо...
Жаль, что осталось у Анны Ивановны не так уж много работ. Она любит дарить их добрым людям, по случаю, или просто так, по настроению. На память. А вот продать хотя бы одну из своих работ не стремится. Ведь на создание картины уходит, как правило, год кропотливой работы. А самое главное – часть тонкой загадочной души мастерицы.
БЛАГОДАРЮ, ЧТО ВЫ ЗАГЛЯНУЛИ НА МОЙ КАНАЛ! Можно на него подписаться!
#история из жизни #трудное детство #детство #жизнь #судьба #рассказы #желание жить #важные вещи #Литература #семья