Найти тему
Ретро-Исилькуль

Несбывшееся "завтра" Исилькуля

Оглавление

6 сентября 1960 года в районной газете "Социалистическое строительство" был опубликован очерк инженера И. Голубецкого о генеральном плане строительства в Исилькуле. Автор подробно расписал, где и что вскоре появится в нашем городе. Давайте сравним представления о будущем с настоящим.

…Молодой город особенно начал расти в годы послевоенных пяти­леток и сейчас является центром одного из крупных районов обла­сти. Но, наряду с бурным ростом, нельзя не отметить отрицательные стороны его развития. До сего вре­мени город не имел основного ре­гулятивного документа — генераль­ного плана развития. Существу­ющая застройка Исилькуля сложилась без учета градостроитель­ных требований. Она носит неорганизованный и даже местами ха­отический характер.о" нашего города начало складываться в 60-х годах.

"Лицо" нашего города начало вырисовываться в 60-х годах.
"Лицо" нашего города начало вырисовываться в 60-х годах.

Все это потребовало неотлож­ной разработки генерального пла­на реконструкции и развития го­рода на расчетный срок 25 лет с обязательным выделением первой очередности строительства на 7 лет. В августе нынешнего года ис­полком Омского областного Сове­та депутатов трудящихся утвердил генеральный план Исилькуля, разработанный дорпроектом Ом­ской железной дороги.

Впервые разработанный гене­ральный план города даст возмож­ность упорядочить градостроительные вопросы в Исилькуле. Проектом планировки решаются перспективы народнохозяйствен­ного развития города. Решаются потребные территории и их райо­нирование. Определяются проект­ные границы города, границы селитебной территории, границы промзоны и складских территорий. Даются основы общей архитектурно-планировочной организации города, решаются вопросы внешнего и внутреннего транспорта, городских магистралей, инженерного оборудования, благоустройства и озеленения. Выделяется первая очередь строительства, и даются соображения по развитию строительной базы.

Если мы заглянем в ближайшее будущее Исилькуля, то увидим в новых проектных границах компактный, стройный и вполне современный город. В центре его северной части раскинется просторная, одетая в асфальт и зелень площадь Советов. По ее контуру встанут трех- и четырехэтажные каменные жилые дома, торговые и общественные учреждения. В самом центре площади, по ее главной оси будут возвышаться административные здания.

Площадь Советов у нас почему-то стала площадью Ленина.
Площадь Советов у нас почему-то стала площадью Ленина.

Главная улица— Учебная с бульваром будет иметь ширину 40 метров. Этот проспект, зали­тый асфальтом и одетый в зеле­ный наряд, с пешеходным мостом через железную дорогу соединит административно-политический центр города — площадь Советов с площадью Культуры, которая бу­дет создана в южной части горо­да.

По оси проспекта на площади Культуры разместится клуб, и он как бы замкнет собой перспекти­ву этого проспекта. На площади Культуры зеленым ковром раски­нется большой живописный сквер. По периметру площади встанут двух- и трехэтажные каменные здания: широкоэкранный киноте­атр, магазины, библиотека на 25.000 томов, кафе, столовая, го­стиница и жилые дома.

На пустыре между улицами Ча­паева и Чехова (бывшая Павлов­ка) создастся городской Парк культуры и отдыха общей пло­щадью в 20 гектаров. В нем бу­дут сооружены зеленый театр, водный бассейн, летний ресторан, различные павильоны и малые архитектурные формы. Рядом с парком, между улицами Совет­ской и Ленина, расположится го­родской стадион с полным спор­тивным комплексом вмести­мостью до 5 тысяч человек.

Уже в текущем семилетии пло­допитомник, занимающий площадь в 19 гектаров, превратится в об­щедоступный парк железнодорож­ников. Вместо старого пассажирского вокзала будет построен но­вый с привокзальной площадью.

Новый вокзал построили в 60-х...
Новый вокзал построили в 60-х...
...и перестроили в 2008-м.
...и перестроили в 2008-м.

Предусмотрено строительство пешеходного моста через железно­дорожные пути, а с восточной и западной сторон станции проектом предусмотрено строительство путепроводов.

Мост между "югом" и "севером" Исилькуля.
Мост между "югом" и "севером" Исилькуля.

Озеро Городище очистится. Его берега оденутся в парковую зе­лень. Этот уголок станет излюб­ленным местом отдыха и водного спорта горожан.

Городищенское озеро в наши дни.
Городищенское озеро в наши дни.

К 1984 году население города возрастет до 40 тысяч человек. По расчетным нормам за семиле­тие должно быть построено одного только благоустроенного и доброт­ного жилья 77 тысяч квадратных метров. Проектом планировки пред­усмотрено полное удовлетворение населения в яслях, детсадах, школах, городском и районном больничных комплексах, поли­клиниках, магазинах, столовых, гаражах. Город украсится домами профсоюзов, связи, пионеров, библиотекой, Дворцом культуры.

Также предусмотрены бани, прачечные, гостиницы, учебные заведения и другие учреждения.

В городской черте специально выделяется самостоятельная тер­ритория для размещения местной и государственной промышленно­сти. В проекте эта территория на­зывается промзоной и распола­гается в юго-восточной части Исилькуля. Здесь разместятся предприятия мясомолочной про­мышленности, спиртзавод, новый крупный завод «Молмаш» и группа других заводов местной промышленности. Здесь также разместятся строительная база го­рода, складское хозяйство.

Проектом предусматривается полное обеспечение города водой путем реконструкции и усиления продольного водопровода. Разра­ботаны принципиальные схемы канализации, энергоснабжения и других сетей. В текущем семиле­тии должен быть осуществлен ра­нее разработанный облпроектом проект осушения города. Сейчас самой главной задачей для Исиль­куля является создание собствен­ной строительной базы. При застройке необходимо руководствоваться утвержденным ге­неральным планом города и про­ектами детальной планировки жи­лых районов и отдельных плани­ровочных узлов, а также проектом детальной планировки промзоны. Разработку проектов детальной планировки необходимо начать как можно раньше.

Можно было бы добавить еще много фотографий "сбывшегося" завтра Исилькуля и еще больше снимков тех мест, где было запланировано так и не случившееся строительство. Но, может быть, это сделаете вы, уважаемые читатели?

Ждем ваших откликов в комментариях или на почту проекта znamyag@yandex.ru