Найти в Дзене
Все про автомобили

«Гадкий утенок», затмивший «благородных лебедей»

Оглавление

В свое время французский промышленник, создатель концерна Citroën и одноименных автомобилей Андре Ситроен, был удостоен титула «Европейский автомобильный король». Мир увидел множество знаковых и революционных моделей Citroën, таких как, например, Туре А, 11CV, DS и СХ, но самым знаменитым стал автомобиль с индексом 2CV. Если проводить аналогии, то именно Citroën 2CV «посадил за руль» всю Францию, подобно тому как Ford Model Т сделал автомобилистом среднего американца, a Volkswagen Kafer (Beetle) — немца.

Андре Ситроен. Интересен тот факт, что он построил свой завод на деньги российского правительства для выполнения русских военных заказов

-2

Citroёn Type A Torpedo выпускалась с июня 1919 г. по декабрь 1921 г. в Париже, Это первый автомобиль Ситроена. Париж, Франция, 22 августа 2009 г.

Первый блин не комом

В 1901 г. будущий основатель крупнейшей французской автомобильной компании Андре Ситроен основал собственную компанию по производству шестерен, ставших впоследствии эмблемой автомобилей Citroën. В годы Первой мировой войны заводы Ситроена выпускали пушечные снаряды, а после ее окончания Андре в рекордно короткий срок переоборудовал производство и подготовил его к выпуску автомашин. Первый легковой автомобиль, получивший в качестве марки букву А (подобно Ford Model А 1903 г.) и собственное имя Torpedo, был изготовлен в 1919 г. Эту модель также называли Citroën 10CV — по величине мощности ее двигателя.

-3

Коллекция старинных автомобилей Citroёn. Ла Буй, Франция, 9 сентября 2018 г.

Европейский автомонарх

Одновременно с выпуском Citroën Type A Torpedo Андре Ситроен взялся за строительство нового предприятия, полностью соответствовавшего фордовским образцам. Первоначально на нем делали по 100 машин в день, в начале 1920-х гг. эту цифру довели до 300, а в 1924 г. из цехов завода вышло 1500 автомобилей. Подобного в Европе еще не видели. В результате Citroën Туре А стал первым в Европе массовым автомобилем, и за организацию его производства Ситроен удостоился титула «Европейский автомобильный король». Для закрепления успеха в области производства недорогих и неприхотливых машин промышленник выпустил очень простую модель 5CV. Эта небольшая малолитражка с эллиптическими рессорами спереди и сзади была предназначена для поездок по сельским дорогам.

-4

С 1925 по 1934 г. знаменитая Эйфелева башня служила билбордом Citroёn. Это самый большой в мире рекламный носитель, и этот факт зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса

-5

Citroёn Тур С 5CV 5HP 1924 г. на мероприятии Reutlinger Oldtimertag. Ройтлинген, Германия, 19 августа 2018 г.

Переход на солидные машины

К концу 20-х гг. прошлого столетия Ситроен решил прекратить выпуск популярных и дешевых автомобилей и перешел на более дорогие модели. Уже в июле 1934 г. компания приступила к производству солидного и просторного автомобиля с индексом 11CV. Эта машина оказалась настолько удачной, что ее не прекращали выпускать и после Второй мировой войны. Благодаря своим высоким скоростным качествам и большой устойчивости эти Citroen пользовались особым успехом у полицейских и гангстеров. А в 1935—1936 гг. на одном из автомобилей 11CV был установлен мировой рекорд по продолжительности непрерывного движения — за 365 дней на нем преодолели 400 тыс. км.

-6

Citroёn 11CV BL Traction Avant 1953 г. на мероприятии Fuggerstadt Classic Oldtimer Rallye. Аугсбург, Германия, 30 сентября 2018 г.

Появление автолегенды

В послевоенные годы специалисты компании Citroën (Андре Ситроен скончался в 1935 г.) решили вернуться к теме «народного» автомобиля. В 1949 г. компания приступила к производству микролитражного автомобиля с индексом 2CV. В прессе его окрестили гадким утенком и посчитали, что такой автомобиль никто никогда не купит. Это был один из самых чудовищно неверных прогнозов за всю историю автомобилестроения — невзрачная машинка простояла на конвейере 42 года! Последний автомобиль этой серии покинул конвейер завода в 1990 г., и за этот период было выпущено 3,873 млн собственно 2CV, а также 1,246 млн небольших грузовичков на его базе. А если добавить еще несколько миллионов модификаций «гадкого утенка», то его общий выпуск составил около 8,8 млн экземпляров.

-7

Старинный грузовик Citroёn 2CV во французской деревне. Драгинон, Франция, 2 ноября 2007 г.

-8

Исторический автомобиль Citroёn 2CV на фоне городского пейзажа Парижа. Citroёn 2CV представляет собой парижский образ жизни, как ни один другой объект во Франции. Париж, Франция, 28 июля 2018 г.

-9