Найти тему
Хохлов Сабатовский

В чём секрет съёмки "Безумного Макса"?

В фотографической среде есть такое понятие, как синдром снайпера, — это ситуация, когда фотограф в большинстве снимков размещает смысловой фокус в центре кадра, а не пытается экспериментировать с расстановкой по третям и последующим поиском баланса.

Кто-то считает это браком, так как фотографии получаются однообразными и художественная ценность каждого отдельного снимка стремится к нулю. А что происходит в видеосфере?

Crosshair framing (с английского — прицельное кадрирование) или размещение объекта съёмки исключительно в центр кадра зачастую воспринимается как непрофессионализм и однобокость оператора.

Однако есть некоторые жанры фильмов, в которых этот прием наоборот играет на руку — боевики и экшн-фильмы.

-2

Рассмотрим один фильм, где этот приём работает «на полную катушку» — «Безумный Макс: Дорога Ярости». В подавляющем большинстве кадров в этом фильме смысловой фокус размещён в центре и это не раздражает, а наоборот облегчает просмотр.

Зрелищность последнего «Безумного Макса» удивительным образом строится не сколько на бесконечном драйве, сколько на понятности и логичности каждого действия.

Невероятная работа, проделанная Маргарет Сиксел, основывалась не на рваном монтаже, столь популярном в боевиках, а на последовательном и детальном повествовании.

Как так получилось и в чем здесь заслуга приёма «crosshair framing»?

Недавно мы выпускали статью про приём «Eye Trace» в монтаже. А прицельное кадрирование — это переосмысление слежения за взглядом, «прокаченное» позиционирование смыслового фокуса в сцене.

Кратко говоря, приём «Eye Trace» позволяет нам связывать кадры с предыдущими за счёт постановки смыслового фокуса в определённое место с целью удержать взгляд зрителя и обратить его внимание на определённый объект.

В «Безумном Максе» этот приём используется не для того, чтобы подвести зрителя к объекту, а наоборот — все важные объекты подвести к зрителю.

Тот, кто смотрит фильм, не отрывается от происходящего, он постоянно зафиксирован и не прыгает глазами по кадру в поисках важного. Он знает — всё самое важное происходит именно в центре.

И именно здесь всё, что происходит дальше, становится ясным и понятным. Режиссёр, оператор и монтажёр действуя сообща и именно таким образом облегчают восприятие резких и динамичных сцен.

Что смотреть и где вдохновляться?

Ваши Недомански, член Американской ассоциации монтажёров, берёт сцену из «Безумного Макса» и помещает в неё прицел.

Сцена погони из первых «Трансформеров» для сравнения с видео из «Безумного Макса».

Попробуй посчитать сколько раз тебе пришлось переводить взгляд из одной части кадра в другую.