Фильм Стэнли Кубрика (и Артура Кларка) «Космическая одиссея 2001» вышел на экраны в 1968 году, и навсегда изменил кинофантастику, да и на развитие кинематографа в целом оказал огромное развитие. До выхода «Одиссеи» никто даже и не подозревал, что фантастика может подымать смысловые пласты такого без малого вселенского масштаба, при этом сохраняя отточенный, практически идеальный визуальный ряд.
Начался фильм с взаимного удивления. Кубрику очень хотелось снять «мощный» фантастический фильм, но он совершенно не представлял, о чем и как, поэтому он решил найти соавтора среди писателей-фантастов. По совету знакомого он обратился к Артуру Кларку, которого считал чудаковатым отшельником (очевидно, Шри-Ланка в те годы представлялась американцам лишь чуть-чуть реальнее Авалона и Гипербореи). Кларк очень удивился и приглашению, и тому, что его считают анахоретом, а Кубрик удивился, когда получил крайне заинтересованный положительный ответ Кларка.
На подготовку ушло два года совместной работы, в ходе которой рассказ Кларка «Страж», взятый за основу, был переработан сначала в роман, а затем и в сценарий (или наоборот? Источники постоянно путаются в последовательности событий). И началась работа над фильмом.
Сказать, что Кубрик подошел к работе дотошно — значит, ничего не сказать. Каждая мелочь, каждая деталь прорабатывалась с привлечением ученых и технических специалистов. Кубрику нужен был фантастический фильм, который выглядел бы реально, и он добивался этого всеми возможными средствами. Недаром именно за этот фильм Кубрик получил свой единственный «Оскар» - за спецэффекты, но тщательность относилась не только к спецэффектам, затрагивая одежду, интерьеры и даже разговоры персонажей. К примеру, переговоры диспетчера космической станции с челноком вел специалист из NASA, отвечавший за связь с космонавтами — его интонации Кубрик посчитал самыми правдоподобными.
«Космическая одиссея» была снята задолго до появления компьютерной графики. Когда смотришь фильм, в это сложно поверить — настолько точно все выверено и настолько идеально снято. Гениально подобранная музыка еще больше усиливает эффект. Сцена стыковки челнока и станции под вальс Иоганна Штрауса — наверное, самая элегантная и прекрасная сцена космического полета в истории всего кинематографа.
Насколько серьезно Кубрик относился к своему проекту можно судить по такому эпизоду: он на полном серьезе хотел застраховать фильм на тот случай, если человечество установит контакт с инопланетным разумом до выхода картины на экран…
Наверное, можно смело утверждать, что «Космическая одиссея», несмотря на смешанные поначалу отзывы, полностью перевернула представления и зрителей и кинопроизводителей о фантастике, как о развлекательном «низком» жанре с резиновыми монстрами и роботами из жести и фольги. Помимо невероятного уровня детализации и выразительности визуального ряда (первые слова раздаются только на двадцать шестой минуте фильма, и почти во всех ключевых моментах Кубрик передает свой замысел и напряжение исключительно образами, не затопляя зрителя пространными диалогами и объяснениями), фильм буквально под завязку набит самыми разными концепциями и смыслами. Как говорил сам Артур Кларк:
Если вы полностью поняли «2001», значит, мы потерпели неудачу. Мы хотели поднять намного больше вопросов, чем дать ответов
До сих пор споры об основной идее «Космической одиссеи» не утихают. О чем фильм? О влиянии чужого разума на эволюцию человечества? О рисках, связанных с использованием искусственного интеллекта? О существовании Высшего Разума (Бога), или о его отсутствии? Или о том, что человечество само в итоге станет Высшим разумом?
В каком-то смысле можно сказать, что «Космическая одиссея» проложила дорогу всем знаменитым фантастическим фильмам, начиная со «Звездных войн» (даже не смотря на то, что Лукас в значительно мере возродил идею резиновых монстров и жестяных роботов, но уже на качественно ином уровне, заданном «Космической одиссеей» и «Чужих» и заканчивая «Интерстелларом» и другими современными картинами. Решения найденные Кубриком настолько удачны, даже архетипичны, что постоянно «всплывают» то в одном, то в другом фильме, как, например, робот-двойник монолите в «Интерстелларе» или двоюродный брат красноглазого компьютера HAL9000 в антиутопии «Oblivion”. Я уж не говорю о декорациях фильма «Луна», которые представляют собой прямой оммаж космическим интерьерам Кубрика (да и искуственный интеллект в нем явно ведет полемику с «сошедшим с ума» Хэлом). А фантастический хоррор "Event Horizon" буквально нашпигован отсылками к "Космической одиссее" - от места действия до формы корабля.
Одним словом, сколько об этом фильме не пиши, все равно не получится лучше, чем у Артура Кларка, поэтому для тех, кто еще не видел «Космическую одиссею 2001» самым лучшим будет посмотреть картину и прочитать книгу — именно в такой последовательности.
Читайте также на канале: