Найти тему

Во что бы то ни стало, найти кило металла!

В чем был смысл собирания металлолома, я так и не понял.
В чем был смысл собирания металлолома, я так и не понял.

Из моего сборника "Триста историй из советского детства"

В 2018 году был в Рубцовске, на территории завода весь металл собрали «черные копатели». Остались самые стойкие, которые молотами выламывали арматуру из бетона. Крайне тяжелая работа, малый доход. Но говорят, на бутылку за день собирают. Что говорит о ценности черного металла сейчас.

Черные копатели на  добыче арматуры. Лица закрыты по их просьбе.. АТЗ, 2018. Фото автора.
Черные копатели на добыче арматуры. Лица закрыты по их просьбе.. АТЗ, 2018. Фото автора.

В 70-е годы в школах старшие классы макулатуру уже не собирали, только металлолом. О том, что это бессмысленное занятие, я уже писал. Я не о промышленном металлоломе, а сборе его школьниками. Дело в том, что при наличии своего литейного производства недостатка металла не было. Из металлолома ничего толком не выплавишь, его использовали только для бытовых изделий, не требующих прочности. Но «бытовуху» завод делал неохотно, план был исключительно в тракторах. И даже для этого вторичный металл использовать нельзя, только как добавку в «хорошему» металлу, который, как я уже сказал, требовался на основном производстве. Экономически, конечно, вторсырье полезно, экологично, воспитывает бережное отношение к ресурсам. Но в СССР к государственной собственности отношение было небережливое. Металл, даже цветной, валялся на каждом углу. Иначе откуда мы брали бы металлолом? Горы ржавой техники, труб, арматуры валялись вокруг строек. Может, государству для начала надо было усилить контроль за утилизацией металла?

На одной свалке Вторчермета на Черемушках валялось металла больше, чем все школьники могли собрать за десятилетия! И он годами там ржавел.

С экологической точки зрения тоже нехорошо, так как собранный металл (который, как я говорил, невыгоден заводу) месяцами валялся на территории школы, ржавел, зарастал травой и портил пейзаж. Школьники это видели и лозунги о полезности металлолома для страны не работали. То есть воспитательный момент тоже отсутствовал. Однако партия сказала: «Надо», пионер ответил: «Есть!».

Для стимуляции сбора металла устраивалось соревнование. Кто больше, тому грамоту, а то и ценные подарки. Плюс идеологическая накачка, вон даже Чебурашка и крокодил Гена из мультика в этом участвовали. Короче, «Во что бы то ни стало найти кило металла».

Чебурашка и Гена собирают металлолом. Цветной вместе с черным, а еще якорь, за отрыв которого им точно влетит.
Чебурашка и Гена собирают металлолом. Цветной вместе с черным, а еще якорь, за отрыв которого им точно влетит.

Собирали обычно в субботу. Тащили все, что нашли во дворах и на улице. Ученики старших классов с учителем принимали найденное и взвешивали. Потом трамбовали как могли, вешали табличку с номером класса и типа все. Крайне редко вывозилось в тот же день, обычно ржавело месяцами. За это время, бывало, часть металла растаскивали те же, кто собрал. Чтобы был материал на следующий раз 😊.

Один раз объявили, что класс, что займет первое место, получит путевки в пионерлагерь. По тем временам рублей 17 на каждого ученика (большую часть стоимости путевки оплачивал профсоюз завода). Так что взялись рьяно. Да только весь металлолом из дворов давно вывезен, новому негде взяться. И тут я вспомнил, что в районе Вторчермета, прямо в степи, видел огромные отливки. Съездили туда с Костей Татарниковым, большая часть — мусор: шлак с вкраплениями металла. Но одна отливка — почти чистый металл, только проржавела изрядно, даже непонятно, что за деталь отливалось. И весит полтонны. Но зато недалеко от дороги.

У отца одного парня был «Жигуль». Обкопали глыбу, подсунули деревянный поддон, привязали к фаркопу. Тащили часа четыре, хотя расстояние до школы километра три. Зато, когда привезли, победа была обеспечена. Отливку даже взвесить не смогли, оценили по объему. Получили путевки в пионерлагерь, штук 10 на класс, больше желающих не было: все же в пионерлагере предельный возраст 14 лет, а нам по 14–15.

Вывезти такую громадину с территории школы тоже было не на чем. Еще непонятно, как грузить. Так и валялась до осени. А в сентябре меня и Костю вызвали к директору школы. Там сидел представитель АТЗ. Он спросил, где мы украли отливку. Мы все честно рассказали, что нашли в поле. Рабочий не поверил, потому что такое количество хорошего металла не выбрасывают. Отливка бракованная: с трещинами и кавернами, такие отправляются в повторную переплавку. Поехали вместе в поле на его машине. Приехали, я показал яму. Вокруг валялось много других отливок, поменьше, со шлаком и давно проржавевших. Рабочий развел руками, отколол кусочки, отвез нас обратно в школу.

Оказалось, что халтурила какая-то бригада литейного цеха. Брак на переплавку — это лишение премии всей бригады. И они вывозили отливку за территорию завода (в сторону Черемушек кругом поле) и выбрасывали в овраг. Учет металла велся плохо, им сходило с рук.

Виновных не нашли — десяток лет прошло, так нам сказали. Но я думаю, просто не хотели выносить сор из избы.

Вот так относились к металлу в то время. А ведь раньше металл берегли и честь рабочая была. Да и под суд за разбазаривание могли отдать. Дядя рассказывал.

Все мои книги на Литрес