Найти тему

Как и обещал, расскажу, КАК СМОТРЕТЬ НА КАРТИНУ и ЧТО ПРИ ЭТОМ ДУМАТЬ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО ПОНИМАТЬ.

Оглавление

Выдержка из прошлой статьи:

"В своей следующей статье я планирую рассказать как же всё-таки нужно смотреть на картину и что при этом думать, чтобы что-то понимать"

Отмечу, что я не искусствовед. Но я много думаю об искусстве и о понимании его зрителем. Размышляю о законах и принципах работы искусства. И делюсь этим со своим читателем. Так же, нужно учитывать, что я могу ошибаться или вовсе нести ересь. Тем не менее, не стоит изначально думать, что я говорю то, что первое пришло в голову. Если я это говорю, значит есть веские причины это говорить. Тем более, что театральное образование даёт мне право высказываться об искусстве.

Итак, к теме. Не удивляйтесь, сразу с корабля на бал.

Дориан Медерос
Дориан Медерос

Я бы выделил пять уровней картины на которые необходимо обращать внимание при её рассмотрении, это:

  1. Контекст времени
  2. В каком стиле написана работа
  3. Её роль в концепции выставки
  4. Непосредственно изображение
  5. Эмоции которые она вызывает

Контекст времени

Эдвард Мунк "Женщины на мосту"
Эдвард Мунк "Женщины на мосту"

Необходимо сперва узнать когда были произведены работы художника, на чью выставку вы идёте. Если это современный художник - необходимо узнать из какой он страны и сколько ему лет. Чем больше вы соберёте для себя информации о создании этих произведений, тем интересней будет искать смыслы заложенные в картинах.

Так как художник ищет вдохновение из того времени и тех реалий из которых он состоит сам. Он творит опираясь на то, что видит. Собственный опыт. Поэтому, не поленитесь и прочтите что-нибудь о нём и о его времени.

Если это свеженаписанные картины, то с разбором времени будет гораздо проще. Ведь вы и сами живёте во времени этих картин. Только вот ваша жизнь и жизнь художника отличаются. Поэтому, про художника необходимо узнать обязательно.

В каком стиле написана работа

Казимир Малевич "Супрематизм"
Казимир Малевич "Супрематизм"

Я понимаю, что для многих такие слова как "модернизм", "импрессионизм", "супрематизм" или "авангард" напоминают белый шум. И это не удивительно. Я и сам когда-то слышал подобные слова на уроках истории или литературы и просто старался запомнить как они пишутся, а не что они означают.

Их сложность обусловлена двумя причинами: 1. Их большим количеством; 2. Их неправильной подачи при обучении.

Этих слов действительно очень много и пока в них разберёшься, можно коня двинуть или с ума сойти. Тем не менее, есть способ обойти зубрение всех этих терминов и их значение, идя на выставку. Нужно просто узнать в каких стилях работает художник и прочитать только про них. Так будет гораздо проще их запоминать и вам будет прикольней ходить по галерее с мыслью "Мало того, что это супрематизм, так я ещё и знаю, что это супрематизм".

Её роль в концепции выставки

Сальвадор Дали "Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело..."
Сальвадор Дали "Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело..."

Присмотритесь к другим картинам, висящим рядом с той, которая вас заинтересовала и постарайтесь понять, что же в них общего. Это может быть стиль, это может быть сама идея(все картины про коронавирус, например), это может быть история, изображённая на них.

Хорошие художники делают выставки концептуальными. Чтобы пройдя через все экспонаты у тебя осталось понимание чего-то. Чтобы твоя одна большая картина сложилась.

Джузеппе Арчимбольдо "Земля"
Джузеппе Арчимбольдо "Земля"

Зачастую, выходя из галереи люди думают что-то вроде: "Бедная эта женщина, что с ней только не сделали". Просто потому что на выставке доминировало число картин на которых изображена женщина. И это и есть концепция. Постарайтесь сложить из них свою историю. Про что всё это в общем? Всё-это-в-общем! Не по отдельности, каждый экспонат, а в общем.

При этом, как только вы поняли как связаны соседние картины с этой, вы понимаете про эту картину уже гораздо больше, чем понимали ранее.

Непосредственно изображение

Микеланджело Буонарроти "Сотворение Адама"
Микеланджело Буонарроти "Сотворение Адама"

Тут все гораздо сложней. В этом вопросе вам пригодятся весь ваш опыт и знания, которые у вас накопились за жизнь. Посмотрите на саму картину, что она вам напоминает? Это может быть сюжет из вашей жизни. Это могут быть зашифрованные библейские мотивы. Или это что-то про войну. А что в таком случае, для вас война? Как к ней относитесь вы? Окунитесь внутрь себя и подумайте, что вы думаете и как относитесь к тому, что изображено?

Кто-то, самые прошаренные, могут смотреть на композицию, тени, цвета. Положения предметов в пространстве картины, мазки. Но в этом понимают далеко не все. Даже я, если признаться, не особо осведомлён в этом вопросе. Поэтому мы не будем на этом заострять внимание.

Пит Мондриан "Композиция с красным, синим и жёлтым"
Пит Мондриан "Композиция с красным, синим и жёлтым"

А заострим внимание на своём отношении к изображаемому. Что там нарисовано и как я к этому отношусь? Может быть я не верю в бога и его изображение меня оскорбляет. Или наоборот, какое-то изображение может демонстрировать бога не в самом хорошем ключе, что тоже меня обижает. И так далее. Важно именно ваше отношение к тому, что изображено на картине.

И мы плавно перешли к последнему уровню.

Эмоции который она вызывает

Эдвард Мунк "Крик"
Эдвард Мунк "Крик"

У одной группы людей жизнь могла сложиться идеально. Приличная, обеспеченная, дружная семья. Крыша над головой, хорошее образование, влиятельность. И эта группа людей будут видеть в картинах свои смыслы. Опираясь на тот опыт, который был именно в их жизни.

А у другой группы людей будет свой опыт. Может даже прямо противоположный. И как особенно будут смотреть на эти картины они. Важно знать - так как посмотрите вы, эту картину не посмотрит никто. Вы и ваш жизненный опыт - это важнейшая единица на выставках.

И даже такие мысли, как "Я ваще ниче не понял, чет ромбы какие-то" очень ценная рецензия на картину. Потому что эта эмоция непонимания вызывает некий дискомфорт. Недолгое чувство собственного несовершенства в интеллектуальном плане. Это и есть то самое, что хотел художник. Не выставить вас глупым и не принизить ваше достоинство, а хотел он ваших живых эмоций

Художники не хотят, чтоб их картины разбирали до мелочей высокие умы. Художники хотят дать людям эмоции. Живые и настоящие эмоции. Не стесняйтесь их и высказывайтесь. Вы имеете право ничего не понимать, вы имеете право не полюбить ни одну из работ. Важно, чтобы вы, находясь на выставке, ловили каждую свою мысль, которая появляется по поводу картины и пробовали её, что называется, "обжевать" по своему.

Вот и всё.

Для того, чтобы видеть что-то в картинах нужно знать контекст написания, стиль написания и концепцию самой выставки. Этих знаний, на первых этапах, более чем достаточно. И с этим БАГАЖОМ знаний мы смотрим на саму картину и следим за мыслями и эмоциями.

На этом всё, думаю, что всё предельно понятно. Надеюсь вам понравилась эта статья. Ставьте лайки, обязательно оставляйте комментарии. Я буду рад слышать каждое ваше мнение. Думаю сегодня я, как минимум, убедил вас, что чувствовать что-то от картин - это не сложно. Надеюсь вы будете ходить на выставки чаще.

С вами была болтовня об искусстве. Мы попробуем научить вас разбираться в искусстве чуть больше.

А пока, можете прочитать много других статей о том же самом на моём канале: