Найти в Дзене
Remont1969

Clark Observation Car. 1918. Мобильная Эйфилева башня.

Фото: RCforum.ru
Фото: RCforum.ru

Чем дальше от линии фронта, тем шире масштаб фантазий. В 1918 году Национальная гвардия США на маневрах испытывала конструкцию размещённую на шасси Пирс-Эрроу. На частично бронированное шасси была установлена складывающаяся вышка. Что думал автор проекта, предлагая это военным, неизвестно.

Clark Observation Car/Наблюдательный автомобиль Кларка

Страна: САСШ

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1

Производитель: Peter Clark

Шасси: Pierce-Arrow

Задача разведки и оповещения в военное время стоит особенно остро, узнать планы противника как можно раньше и внести коррективы в свои намерения первый шаг к победе. Один из самых очевидных способов увидеть раньше и больше - подняться повыше. Подойдут колокольни, высокие деревья. А если надо подняться ещё выше и увидеть ещё дальше? Пытливый мозг придумал приспособить для этих целей аэростат с наблюдателем в гондоле. К концу Первой мировой войны примерно схожие аэростаты сотнями использовались на всех фронтах со всех сторон. Самым продвинутым стал проект фирмы Циппелин - Spähgondel, который наоборот не поднимался, а спускался с дирижабля на километровом тросе, то время как сам дирижабль прятался за облаками.

Наблюдательный аэростат Первой мировой войны
Наблюдательный аэростат Первой мировой войны

Но аэростаты были дорогостоящим развлечением - и сами стоили дорого, требовали инфраструктуры, транспорта и применялись в интересах армейского командования. Но наблюдение требовалось и для дивизионной артиллерии. На каждую батарею аэростатов не напасёшься. Практически все противостоящие стороны применяли на поле боя составные конструкции типа вышек, как деревянные там и металлические. Информация об этих "дозорных вышках" регулярно публиковалась в прессе и в 1917-м году конструктор Оскар Марино (Oscar Marino) предложил для американской армии складную наблюдательную вышку.

-3

Почему наблюдательная вышка была похожа на маленькую модель парижской Эйфелевой башни стоит спрашивать у автора проекта, но принципиально сама по себе идея конечно здравая. Если сам не можешь ничего придумать - посмотри что сделали великие до тебя и скопируй. Эйфелева башня доказала, что её конструкция идеальна для выбранной задачи - высокая устойчивая металлическая башня минимального веса. С учетом масштаба её повторение то же должно было быть простым, дешевым и устойчивым. Но американцы не были бы американцами если бы не попробовали продать свое изобретение, а самой модной темой была механизация. И хотя американская армия спустя рукава смотрела на использование боевых машин, тем не менее регулярно проходили испытания и презентации то одной бронемашины, то другой. За установку изобретения Оскара Марина на шасси автомобиля взялась нью-йоркская мастерская Питера Кларка (Peter Clark), по фамилии которого эту машину условно и называют - Наблюдательная машина Кларка (Clark Observation Car).

-4

В качестве шасси использовали легковой автомобиль Пирс-Эрроу. В мастерской Кларка машину "бронировали", причем бронекорпус имел сложную форму из гнутых листов. Для увеличение стойкости от пробития корпус имел веретенообразную форму с острым носом, а колеса оснащались железными дисками. Верхняя часть башни на шарнире складывалась назад. При прибытии на место наблюдения тросами верхушка башни поднималась и крепилась болтами к верхней площадке башни, затем растягивались троса для увеличения устойчивости. В экипаж входило три человека, но для демонстрации перевозилось гораздо больше, правда перевозились они за пределами кабины, в которой помещался только один водитель.

Фото: RCforum.ru, интересно отметить состояние дорог в САСШ в 1918-м, точнее отсутствие этого самого состояния
Фото: RCforum.ru, интересно отметить состояние дорог в САСШ в 1918-м, точнее отсутствие этого самого состояния

Наблюдать поднимался на семиметровую высоту и пытался рассмотреть что-то впереди. Как и любую наблюдательную башню, "эйфеелеву" башню Кларка на маневрах испытывали как сигнальную для флажковой передачи информации. Особенно забавно смотреть на постановочные кадры, на которых разместившиеся на башне наблюдатели демонстрируют стрельбу из винтовок с самого верха башни. Видимо только рядом учений и рекламными фотографиями на её фоне использование Clark Observation Car и закончилось.

-6

Несмотря на оригинальность идеи с точки зрения применения Clark Observation Car был совершенно неудачным. Бронирование было совершенно бессмысленным, машина принципиально не должна была попадать под огонь и броня только отягощала шасси, охлаждение двигателя было отвратительным, шестиметровая башня была практически бесполезна. Возможно для применения в конфликтах на территории Мексике с ее степями и пустынями увеличение высоты наблюдения могла дать тактические результаты, но для европейского ТВД такая система была бы бесполезна. Казацкий вариант был и более мобильным и гораздо эффективным:-))

-7

О других американских броневиках опытных и серийных можно прочитать здесь:

"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.

Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.

Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.

Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.

Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.

Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!

И РЕО то же. REO Model F Armored Car. 1916. Первый бронированный пикап.

-8

Источники:

https://strangernn.livejournal.com/1987766.html

https://armoredcars-ww-one.blogspot.com/2016/03/us-pierce-arrow-armored-observation-car.html