Найти тему
Дневник М и Ко

Почему школьников сейчас не заставишь помогать своим младшим товарищам

Я не застал те времена, когда старшие товарищи подтягивали успеваемость у подшефных младших товарищей. По крайней мере, в детских фильмах и прочих "Ералашах" 70-х и 80-х годов такое часто показывают.

На этот счет даже обыгрываются некоторые лузлы в стиле "меня послали тебя подтягивать, короче, только попробуй получить тройку".

А было ли такое на самом деле в советской школе? Если кто-то застал, то поделитесь в комментариях.

Я иногда представлял себе ситуацию, когда подобная практика снова бы была введена в школах. Не знаю, как бы это могло выглядеть. Может быть что-то типа:

Хорошисты и отличники из среднего звена после уроков занимаются с отстающими в начальных классах.

Но как они с ними будут заниматься, если уж учитель не смог объяснить материал до полного понимания. Может быть посредством своеобразных угроз?

- Итак, Толик, меня заставили тебя подтягивать по английскому. Ты почему на двойки учишься?
- Я его не понимаю.
- Мне плевать, понимаешь ты или нет, но если ты еще получишь двойку, то получишь от меня. Объяснять я тебе не собираюсь, так как последние пару лет я уже сам ничего в этом английском не понимаю.

Могло бы такое быть?

Или вот, например, в советских фильмах показывают ситуацию, когда школьные друзья приходят к своему заболевшему товарищу и объясняют ему то, что они сами прошли на уроке.

Мне чего-то кажется, что вряд ли даже в те времена были такие "услуги взаимопомощи". Или были?

Представляете, если бы сегодня учитель сказал что-то типа:

- Миша и Коля. Отправляйтесь сегодня к своему заболевшему товарищу и объясните ему правило пересекающихся многоугольников в трехмерной плоскости.

Что бы ответили Миша и Коля?

Миша бы сказал:

- Некогда мне. У меня после школы бальные танцы, бокс и репетитор по ОРКИСЭ.

А Коля бы вообще сказал:

- Вообще-то, Яков Моисеевич, вам за это деньги платят, а потому сами дуйте хоть на таксо, хоть на извозчике и объясняйте это правило.

А если посмотреть на ситуацию практически, то сегодняшние школьники "лишены речи". Большинство просто не сможет объяснить своим младшим товарищам. Даже, если они прекрасно это знают. Так уж у нас сегодня повернуто образование.

- Знаю, но объяснить не могу. Умею, но применить не могу.

И вот такая ситуация с параллельными прямыми вполне реальна:

- А почему они не пересекаются?

- По кочану. Сказано, что не пересекаются и баста.

Короче, какая-то взаимовыручка и шефство в подростковом возрасте исключено, как мне кажется. Толку совершенно не будет.

И даже если разбить их на звенья, установить соревновательность, пообещать пряник - всё равно справиться смогут лишь считанные единицы.

Но с другой стороны, именно эти единицы уже что-то собой представляют. Уже можно взять и внести их в список тех, кто сохранил ясность ума, речи и ответственность не только за себя, но и за товарища.

А как вы думаете, реально было бы в современной школе ввести шефство старшеклассников над младшеклассниками с достижением требуемых целей?

От себя я скажу, что я сильно не уверен.