Хотя короткометражный фильм “Спиридон” сняли еще в 2016 году, думаю, его немногие видели. Если с полным метром еще можно попасть в прокат, то короткие киноистории можно посмотреть разве что на фестивалях. Что-то авторы добровольно выкладывают в интернет. Но даже при свободном доступе о картине просто не будут знать, если о ней не рассказать.
А фильм получился достойным. Не берусь судить, по силам ли мне оказалось распознать все смыслы, которые заложил автор. Но выделю то, что на поверхности: “Спиридон” очень красив. Это визуальное наслаждение. Чувствуется высокая культура кадра, к сожалению, редко у нас встречающаяся в “большом” кино. И не обязательно на экране красивые пейзажи, хотя и они есть. Но и руины, и разбитое окно сняты так, что хоть делай скриншот да в раму вешай.
Художник-керамист и гончар Спиридон живет в заброшенном художественном цеху, здесь же и трудится. Свою посуду выносит к трассе и продает. Торговаться в отличие от соседки с грибами и ягодами не умеет. Та за банку брусники требует тысячу рублей. А Спиридон отдает покупателю все за ту цену, которую он сам предложит.
Вряд ли играет роль значение греческого имени героя (”крепкий, надежный”). Скорее, тут важно его старинное православное звучание. Это человек не от мира и не от времени сего. Он не приспособлен к жизни, может только своим искусством заниматься. Пришла беда - отключили электричество в аварийных домах. Остановился гончарный круг, остыла печь для обжига. Как не вспомнить “Керосин” Юсупа Разыкова, где та же проблема у бабки была? И что делать? Куда обращаться? Кому жаловаться? Спиридон отправляется искать правду, но он даже не знает, куда идти. Бредет себе по обочине. По трассе-то едут те, кто все наперед знает. Но им не по пути. Хоть и не знает, куда направиться, Спиридон, но ему точно в противоположную сторону...
Читайте также: Машков - "самый быстро меняющийся художник ХХ века"