Как говорит народная мудрость, «нет дыма без огня». Это относится и к мифологии и к другим произведениям искусства на исторические темы. В основе любых сюжетов обязательно лежат какие-то реальные события, просто, благодаря фантазии рассказчика, художника, поэта, они приобретают массу красивых деталей, а то и новых масштабных событий.
Начну я, как и написано в заглавии статьи, с конкурса красоты, правда, применяя к анализу описываемых событий принцип «бритвы Оккама», то есть, идя по пути самого простого объяснения приводимых фактов.
Итак, три женщины, Гера, Афина и Афродита сошлись в выяснении, кто кого превосходит по красоте. Все дамы с высоким положением в обществе, богини (хотя в истории человечества каких только женщин не называли богинями).
Гера – жена руководителя Олимпа, выше просто некуда, отвечает за браки и рождаемость.
Афина – можно сказать, премьер – министр, отвечает за образованность населения, военные дисциплины и подготовку войск, богиня знаний, искусств и ремесел, покровительница городов и государств, наук и мастерства.
Афродита – родилась из пены сомнительного происхождения, отвечает за красоту, любовь и плодородие (сельское хозяйство).
Понятно, что женский спор на тему « я ль на свете всех милее?» может длиться бесконечно и проходить не только в виде спора. Решили они прибегнуть к арбитражу (внешнему судейству), чтобы заключение было независимым, авторитетным и опубликованным.
Кого же решили назначить судьей? Молодого человека с трудным детством.
Парис – второй сын (я подчеркиваю, всего-навсего второй!) царя Трои Приама и Гекубы (вторая жена царя). Стоило присниться Гекубе нехорошему сну о ее будущем сыне, как оба родителя решают от него избавиться.
Не успел мальчик родиться, как его отвозят на далекую гору и бросают там, надеясь, что его дикие звери съедят (сами как звери, честное слово). Но нашел его местный пастух, пригрел, выкормил, вырастил и дал ему имя Парис. Так же, как и отчим, стал Парис пастухом, а когда вырос совсем, даже женился на нимфе (ну скажем «лесной девушке») Эноне.
Узнали родители, что жив их сынок и вернули они его в Трою (странные девиации родительского чувства), оформили царевичем со всеми правами, оплатами и надбавками.
Вот этому «человеку из народа», но с высоким нынешним положением и доверили провести «оценку достоинств» три высокопоставленные дамы.
А дамы-то опытные. Помня о том, что «судья» не так давно приобрел высокий статус и, по сути, является «мальчиком – мажором», стали эти богини предлагать ему «новые возможности» за решение вопроса в свою пользу.
Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина – военные победы и славу, Афродита – любовь любой женщины, которую он пожелает.
Это можно классифицировать, как взятки и формирование коррупции.
И чего же можно было ожидать от новоявленного «господина» с «пастушьим» образованием, семейным опытом с «лесной девой» и бурлящими в молодом теле гормонами?
Конечно же, победила Афродита, а ее проигравшие соперницы должны были ругать только себя, уж с их-то опытом и выбрать такого «судью»…
Однако, Парис продолжает «веселиться». Поехал в Спарту с дружественным визитом и, в отсутствие царя Менелая, влюбил в себя его жену Прекрасную Елену. Мало того, похитил и ее, и большие сокровища царя.
Подчеркну, дело происходило в Спарте, в передовом, в военном отношении, государстве. Как Парис со своей командой живыми-то до пристани дошли? Где была охрана?
Когда царь уезжает по делам, то оставляет во главе страны ответственное лицо. Так вот как это «лицо» доложит царю, что в его отсутствие сперли Первую Леди и казну государства?
Думаю, что для этого «лица» все кончится значительно хуже просто «утраты доверия», а мораторий на смертную казнь тогда не практиковался.
Что же делает царь Спарты? Ну жену украли – это вопрос дипломатический, можно обменять на кого-нибудь, а вот вывоз госказны за рубеж – это дело особенное, реальный повод к войне.
Спарта – государство серьезное, да и царь шутить не любит. И вот отправляется войско в 100 000 сабель (или мечей, или кинжалов, или копий) на 1 186 кораблях.
Конечно, все эти данные – это плод воображения и вопросы прошу отправлять старику Гомеру (VII век до н.э.), написавшему эту боевую фантастику. Между прочим, она ничем не хуже нынешней книжной и голливудской продукции. Просто Гомер описывал события, якобы происходившие в прошлом, до бытия его самого, а современные фантасты творят о грядущем.
Но атрибутика все та же: задействованы огромные ресурсы, громадный флот (тогда корабли вдоль берега ходили, так что открытое море – чем не вселенная?), люди со сверхвозможностями, боевые маги…
Понятно, что такое количество тяжелых транспортников (на борту 100 воинов, плюс гребцы, плюс надсмотрщики, плюс снаряжение) больше месяца на берег будут выгружаться, пока приступят к Троянской войне.
Война – дело расходное и хлопотное, с одной стороны – войско в 100 000 и гребцы, все являются крепкими мужчинами с хорошим аппетитом. С другой – Троя – осажденный город с ограниченными запасами и ресурсами.
Очевидно, что войско осаждающих за месяц съест все ресурсы в округе, а то и дальше, так что ни о каких 9-ти годах войны речи быть не может. Нигде не говорится, что и с небесного Олимпа любой из сторон поставляли провиант.
Отдельно хочу сказать о Троянском коне, название которого последние десятилетия свелось к «троянцу» (тоже ничего приятного). Этот образ хорошо сочетается с нынешними произведениями этого жанра.
Можно описать как космический малый десантный корабль, замаскированный под астероид, входящий в построение вражеского космофлота с целью отключения его общего защитного поля.
В изложении гомеровской «Илиады» и последующих произведений на эту тему, все герои красиво погибают, а город уничтожается. Но археологические исследования никаких следов близкого по масштабам события не нашли.
Вполне возможно, что какие-то события и имели место в истории, но в масштабе 1:100 максимум, да и у всех мифических героев всегда были реальный прототипы – люди.
Вот воздействие этих художественных произведений на умы людей следующих поколений могли быть значительными и повлечь за собой реальные последствия.
У Париса было второе имя – Александр. Теперь представьте себе, что несколько столетий спустя, некий римский полководец-командир Александр, по приказу отправляется с войском в поход на север.
Полководец грамотный, читавший Гомера, к тому же знающий, что в Римской республике полководцев-александров очень много и берет себе второе имя – Парис (по-гречески «борец»).
Проходит он по территории будущей Франции и в удобном месте, на реке с островами, на пересечении крупных дорог, решает заложить большое селение (а там глядишь и городом станет), а чтобы не путали со всякими там александриями, называет его Paris (город влюбленных). Не иначе как еще и Афродита постаралась.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!