Найти тему
Все о танках

"М60А1" - танк войны Судного дня

Оглавление

М60А1 (англ. 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60) — американский основной боевой танк, разработанный в 1957–1959 годах на основе среднего танка М48. M60, неоднократно модернизируясь, находился в серийном производстве с июля 1959 года по 1987 год.

М60 стал развитием танка М48 и отличался от него, главным образом, вооружением.

История создания танка

М60 в Бронетанковом музее в Кубинке. Трофей войны Судного дня
М60 в Бронетанковом музее в Кубинке. Трофей войны Судного дня

Была изменена форма носовой части корпуса и конфигурация башни, увеличена толщина брони в наиболее уязвимых местах; корпус и башня танка — литые; 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором, в боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные; механизмы наведения пушки и поворота башни — электрогидравлические с ручным дублированием.

На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями — так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колёса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизельным двигателем (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3,5 м.

На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования, он оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса.

С 1960 года состоит на вооружении США и Италии, а также ИзраиляЕгиптаИранаСаудовской АравииИорданииАвстрии.

Всего было изготовлено более 15 тысяч машин этой модели, из которых свыше 9 тысяч к началу 1990 года состояло на вооружении в американской армии. Незначительное количество (менее 100 машин) приобрели БахрейнЙеменОманСуданТайваньТунис.

Броневая защита

Схематический продольный разрез основного боевого танка М60:
1 - 7 62-ми пулемет- 2 - ствол 105-мм пушки; 3 - огнетушители; 4 - обогреватель; 5 - сиденье водителя 6 - десантный люк; 7 - торсион; 8 - гидравлический цилиндр подъемного механизма пушки; 9 - сиденье наводчика; 10 - сливной кран; 11- двигатель; 12 - силовая передача; 13 - сиденье командира; 14 - установка вооружения; 15 - дальномер
Схематический продольный разрез основного боевого танка М60: 1 - 7 62-ми пулемет- 2 - ствол 105-мм пушки; 3 - огнетушители; 4 - обогреватель; 5 - сиденье водителя 6 - десантный люк; 7 - торсион; 8 - гидравлический цилиндр подъемного механизма пушки; 9 - сиденье наводчика; 10 - сливной кран; 11- двигатель; 12 - силовая передача; 13 - сиденье командира; 14 - установка вооружения; 15 - дальномер

Броневая конструкция американского танка М-60А1 и последующих его модифи­каций отличается тем, что и корпус, к башня выполнены из гомогенной литой стали пе­ременной толщины.

Корпус выполнен цельнолитым, со сварным днищем. Литая часть днища имеет тол­щину 40 мм , а приваренные две части под боевым и под моторно-трансмиссионным от­делениями представляют собой катаные листы, толщиной 20 мм и шириной 920 мм . Листы перегнуты посередине на 1,5° от горизонтальной оси и вместе с бортами образуют корытообразную конфигурацию днища.

Борта корпуса имеют сложную конфигурацию, позволяющую расположить отдель­ные части под конструктивными углами наклона до 50° от вертикальной оси. Толщина борта переменная – от 40 до 60 мм , уменьшающаяся к днищу. Вертикальная часть бор­та, толщиной 55 мм , занимает менее трети общей площади борта.

Верхний лобовой лист корпуса имеет одинаковую по всей поверхности толщину ( 120 мм ) под конструктивным углом 64°; толщина нижнего лобового листа – перемен­ная по высоте (150- 110 мм ), уменьшающаяся к днищу под конструктивным углом 55°.

В верхней вертикальной части кормы корпуса расположены жалюзи, нижняя часть кормы имеет толщину 38 мм под конструктивным углом 33° и 28 мм псд углом 60° от вертикальной оси.

Передняя крыша корпуса толщиной 50 мм имеет угол наклона к горизонтальной оси 6°30'. Люк водителя и приборы выведены на эту крышу. Задняя крыша корпуса над моторно-трансмиссионным отделением имеет толщину 20 мм .

Башня танка представляет собой отливку переменной толщины с различными кон­структивными углами по высоте и по контуру и характерной вытянутой кормовой нишей. Лобовые сечения имеют толщину 180- 150 мм , конструктивные углы 30-22°.

Борта башни не симметричны: левый борт толщиной 85- 115 мм под углами 36-13°, правый – имеет прилив под командирскую башенку, а толщина борта 95- 112 мм под углами 25-13°.

Передняя крыша башни имеет толщину 45 мм под углом наклона к горизонталь­ной оси 17°30' (основная крыша – 35 мм .

Корма башни имеет толщину 60 мм под конструктивным углом 10°.

Броневая маска-люлька и командирская башенка также литые. Толщина стенок и крыши командирской башенки 30 мм . Броневая маска-люлька имеет утолщение к центру.

Броневая защита танка M-60А1 резко дифференцирована. Применение литой бро­ни позволило, использовать переменную толщину в нижнем лобовом листе, на бортах и корме корпуса, а также на башне - по высоте и по контуру.

Лобовые проекции танка защищены от собственного снаряда 105-мм пушки с ре­альных дистанций боя: верхний лобовой лист корпуса – с дистанции 1000 м ; лобовые сечения башни – при стрельбе в упор.

От бронебойно-подкалиберных снарядов танковых пушек калибра 100, 122 и 115 мм лобовые проекции танка защищены следующим образом:

·       башня - при курсовых углах обстрела ±30° – с дистанции более 3000 м ; при 0° – при стрельбе в упор;

·       верхний лобовой лист – при стрельбе в упор 100-мм снарядом; с дистанции 1000 м – от других снарядов.

Верхний лобовой лист корпуса защищен за счет толщины стального листа и боль­шого конструктивного угла – 64°. Уровень защищенности нижнего лобового листа кор­пуса несколько ниже, чем верхнего, но защита его значительно выше, чем у всех су­ществующих серийных танков.

Борта корпуса обеспечивают защиту от 105-мм бронебойно-подкалиберного снаряда с дистанции 1000 м только при курсовых углах обстрела ±15°.

Защита башни при курсовом угле обстрела 0° обеспечивается при относительно небольшой толщине, главным образом за счет больших углов подворота лицевых сечений – 60°. При курсовых углах обстрела ±30° защищенность башни снижается очень резко и она пробивается бронебойно-подкалиберными снарядами с дистанции более 3000 м .

Развитая кормовая часть увеличивает внутренний объем башни и придает ей про­долговатую форму, что определяет значительное перекрытие кормой башни крыши мо­торно-трансмиссионного отделения и появление «замана» больших размеров. Это может привести к значительному ослаблению защиты от осколочно-фугасных и бронебойно-фу­гасных снарядов.

От существующих кумулятивных средств поражения танк М-60А1 не защищен.

В отличие от западногерманского танка «Леопард-1А4» и английского танка «Чифтен» на танке М-60А1 нет даже противокумулятивных экранов вдоль бортов машины.

Литая маска-люлька, закрепленная на стволе пушки, создает дополнительную за­щиту башни в месте ослабления под амбразуру, но эта зона все равно является ослабленным местом. Маска-люлька может предохранить только от осколков и пуль.

Ослабленным местом по защите является также зона стыка башни и корпуса, где возможность       залетания       осколков может вызвать заклинивание башни. Значи­тельное ослабление броневой защиты создает командирская башенка, защищенная от 20-мм снаряда.

Относительно большая площадь лобовой проекции (в сравнении с другими зару­бежными танками) косвенно ослабляет защиту, увеличивая вероятность попадания в танк.

Жалюзи, установленные в вертикальной части кормы корпуса, создают ослабление защиты от пуль и осколков. Надо отметить, что ослабленные по защите зоны на танке М-60А1 (рисунок) значительно уменьшены благодаря вынесению всех люков и приборов наблюдения на го­ризонтальные участки или на участки с большими конструктивными углами.

Схема ослабленных зон броневой защиты танка М-60А1:
1 – стык корпуса и башни, 2 – командирская башенка, 3 – амбразура пушки, 4 – жалюзи, 5 – стыки люков, 6 – амбразура дальномера,
7 – смотровые приборы водителя
Схема ослабленных зон броневой защиты танка М-60А1: 1 – стык корпуса и башни, 2 – командирская башенка, 3 – амбразура пушки, 4 – жалюзи, 5 – стыки люков, 6 – амбразура дальномера, 7 – смотровые приборы водителя

Вооружение танка

-4

Основное вооружение машины - 105-мм танковая пушка М68. Она состоит из трубы-моноблока, литого казенника, соединенного со стволом секторной резьбой, клинового затвора и эжекционного устройства, установленного в средней части ствола. Дульного тормоза на пушке нет. Орудие монтируется в люльке, корпус которой служит одновременно и наружным цилиндром противооткатных устройств. Углы вертикального наведения пушки от -10град. до +20град.. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

Управление электромеханическими механизмами осуществляют командир танка и наводчик со своих пультов посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни - 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости - 4 град/с. Пушка на танке не стабилизирована.

Заряжание - ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 - в боевом отделении) унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов:

  • бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60град.;
  • компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456;
  • бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкоде-формируемой головной частью;
  • снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами;
  • дымовой снаряд М416.

 Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда - 1478 м/с.

В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия в маске пушки) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15град. до +60град.), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.

Основная система управления огнем прямой наводкой состоит из нового монокулярного прицела-дальномера М17С, которым пользуется командир танка.

Дальномер имеет базу 2000 мм и 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели - 500...4000 м. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С. Как и на предыдущих танках, в систему управления огнем входят баллистический вычислитель M13A1D, мало чем отличающийся от такого же прибора танка М48А2. Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута М28А1 и квадранта М13А1, которые усовершенствованы, по сравнению с такими же приборами танка М48А2.

Ходовая часть

-5

Ходовая часть танка М-60А1 -шестиопорная, смонтирована по бортам корпуса и включает в себя подвеску и гусеничный движитель. Узлы подвески расположены рав­номерно по длине опорной поверхности танка и монтируются в опорах, закрепленных болтами в нижней части корпуса.

Гусеничный обвод и компоновка узлов ходовой часта обеспечивают возможность больших динамических ходов опорных катков и удобный доступ для осмотра, обслуживания и ремонта.

Боевое применение

В 1970-1972 годах в Израиль было поставлено 150 новейших танков M60A1, которые были использованы во время войны Судного дня