М60А1 (англ. 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60) — американский основной боевой танк, разработанный в 1957–1959 годах на основе среднего танка М48. M60, неоднократно модернизируясь, находился в серийном производстве с июля 1959 года по 1987 год.
М60 стал развитием танка М48 и отличался от него, главным образом, вооружением.
История создания танка
Была изменена форма носовой части корпуса и конфигурация башни, увеличена толщина брони в наиболее уязвимых местах; корпус и башня танка — литые; 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором, в боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные; механизмы наведения пушки и поворота башни — электрогидравлические с ручным дублированием.
На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями — так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колёса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизельным двигателем (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3,5 м.
На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования, он оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса.
С 1960 года состоит на вооружении США и Италии, а также Израиля, Египта, Ирана, Саудовской Аравии, Иордании, Австрии.
Всего было изготовлено более 15 тысяч машин этой модели, из которых свыше 9 тысяч к началу 1990 года состояло на вооружении в американской армии. Незначительное количество (менее 100 машин) приобрели Бахрейн, Йемен, Оман, Судан, Тайвань, Тунис.
Броневая защита
Броневая конструкция американского танка М-60А1 и последующих его модификаций отличается тем, что и корпус, к башня выполнены из гомогенной литой стали переменной толщины.
Корпус выполнен цельнолитым, со сварным днищем. Литая часть днища имеет толщину 40 мм , а приваренные две части под боевым и под моторно-трансмиссионным отделениями представляют собой катаные листы, толщиной 20 мм и шириной 920 мм . Листы перегнуты посередине на 1,5° от горизонтальной оси и вместе с бортами образуют корытообразную конфигурацию днища.
Борта корпуса имеют сложную конфигурацию, позволяющую расположить отдельные части под конструктивными углами наклона до 50° от вертикальной оси. Толщина борта переменная – от 40 до 60 мм , уменьшающаяся к днищу. Вертикальная часть борта, толщиной 55 мм , занимает менее трети общей площади борта.
Верхний лобовой лист корпуса имеет одинаковую по всей поверхности толщину ( 120 мм ) под конструктивным углом 64°; толщина нижнего лобового листа – переменная по высоте (150- 110 мм ), уменьшающаяся к днищу под конструктивным углом 55°.
В верхней вертикальной части кормы корпуса расположены жалюзи, нижняя часть кормы имеет толщину 38 мм под конструктивным углом 33° и 28 мм псд углом 60° от вертикальной оси.
Передняя крыша корпуса толщиной 50 мм имеет угол наклона к горизонтальной оси 6°30'. Люк водителя и приборы выведены на эту крышу. Задняя крыша корпуса над моторно-трансмиссионным отделением имеет толщину 20 мм .
Башня танка представляет собой отливку переменной толщины с различными конструктивными углами по высоте и по контуру и характерной вытянутой кормовой нишей. Лобовые сечения имеют толщину 180- 150 мм , конструктивные углы 30-22°.
Борта башни не симметричны: левый борт толщиной 85- 115 мм под углами 36-13°, правый – имеет прилив под командирскую башенку, а толщина борта 95- 112 мм под углами 25-13°.
Передняя крыша башни имеет толщину 45 мм под углом наклона к горизонтальной оси 17°30' (основная крыша – 35 мм .
Корма башни имеет толщину 60 мм под конструктивным углом 10°.
Броневая маска-люлька и командирская башенка также литые. Толщина стенок и крыши командирской башенки 30 мм . Броневая маска-люлька имеет утолщение к центру.
Броневая защита танка M-60А1 резко дифференцирована. Применение литой брони позволило, использовать переменную толщину в нижнем лобовом листе, на бортах и корме корпуса, а также на башне - по высоте и по контуру.
Лобовые проекции танка защищены от собственного снаряда 105-мм пушки с реальных дистанций боя: верхний лобовой лист корпуса – с дистанции 1000 м ; лобовые сечения башни – при стрельбе в упор.
От бронебойно-подкалиберных снарядов танковых пушек калибра 100, 122 и 115 мм лобовые проекции танка защищены следующим образом:
· башня - при курсовых углах обстрела ±30° – с дистанции более 3000 м ; при 0° – при стрельбе в упор;
· верхний лобовой лист – при стрельбе в упор 100-мм снарядом; с дистанции 1000 м – от других снарядов.
Верхний лобовой лист корпуса защищен за счет толщины стального листа и большого конструктивного угла – 64°. Уровень защищенности нижнего лобового листа корпуса несколько ниже, чем верхнего, но защита его значительно выше, чем у всех существующих серийных танков.
Борта корпуса обеспечивают защиту от 105-мм бронебойно-подкалиберного снаряда с дистанции 1000 м только при курсовых углах обстрела ±15°.
Защита башни при курсовом угле обстрела 0° обеспечивается при относительно небольшой толщине, главным образом за счет больших углов подворота лицевых сечений – 60°. При курсовых углах обстрела ±30° защищенность башни снижается очень резко и она пробивается бронебойно-подкалиберными снарядами с дистанции более 3000 м .
Развитая кормовая часть увеличивает внутренний объем башни и придает ей продолговатую форму, что определяет значительное перекрытие кормой башни крыши моторно-трансмиссионного отделения и появление «замана» больших размеров. Это может привести к значительному ослаблению защиты от осколочно-фугасных и бронебойно-фугасных снарядов.
От существующих кумулятивных средств поражения танк М-60А1 не защищен.
В отличие от западногерманского танка «Леопард-1А4» и английского танка «Чифтен» на танке М-60А1 нет даже противокумулятивных экранов вдоль бортов машины.
Литая маска-люлька, закрепленная на стволе пушки, создает дополнительную защиту башни в месте ослабления под амбразуру, но эта зона все равно является ослабленным местом. Маска-люлька может предохранить только от осколков и пуль.
Ослабленным местом по защите является также зона стыка башни и корпуса, где возможность залетания осколков может вызвать заклинивание башни. Значительное ослабление броневой защиты создает командирская башенка, защищенная от 20-мм снаряда.
Относительно большая площадь лобовой проекции (в сравнении с другими зарубежными танками) косвенно ослабляет защиту, увеличивая вероятность попадания в танк.
Жалюзи, установленные в вертикальной части кормы корпуса, создают ослабление защиты от пуль и осколков. Надо отметить, что ослабленные по защите зоны на танке М-60А1 (рисунок) значительно уменьшены благодаря вынесению всех люков и приборов наблюдения на горизонтальные участки или на участки с большими конструктивными углами.
Вооружение танка
Основное вооружение машины - 105-мм танковая пушка М68. Она состоит из трубы-моноблока, литого казенника, соединенного со стволом секторной резьбой, клинового затвора и эжекционного устройства, установленного в средней части ствола. Дульного тормоза на пушке нет. Орудие монтируется в люльке, корпус которой служит одновременно и наружным цилиндром противооткатных устройств. Углы вертикального наведения пушки от -10град. до +20град.. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.
Управление электромеханическими механизмами осуществляют командир танка и наводчик со своих пультов посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни - 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости - 4 град/с. Пушка на танке не стабилизирована.
Заряжание - ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 - в боевом отделении) унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов:
- бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60град.;
- компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456;
- бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкоде-формируемой головной частью;
- снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами;
- дымовой снаряд М416.
Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда - 1478 м/с.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия в маске пушки) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15град. до +60град.), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола. Боекомплект состоит из 1050 патронов калибра 12,7 мм и 5500 патронов калибра 7,62 мм.
Основная система управления огнем прямой наводкой состоит из нового монокулярного прицела-дальномера М17С, которым пользуется командир танка.
Дальномер имеет базу 2000 мм и 10-кратное увеличение. Дальность измерения до цели - 500...4000 м. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С. Как и на предыдущих танках, в систему управления огнем входят баллистический вычислитель M13A1D, мало чем отличающийся от такого же прибора танка М48А2. Наведение пушки при стрельбе с закрытых позиций осуществляется с помощью указателя азимута М28А1 и квадранта М13А1, которые усовершенствованы, по сравнению с такими же приборами танка М48А2.
Ходовая часть
Ходовая часть танка М-60А1 -шестиопорная, смонтирована по бортам корпуса и включает в себя подвеску и гусеничный движитель. Узлы подвески расположены равномерно по длине опорной поверхности танка и монтируются в опорах, закрепленных болтами в нижней части корпуса.
Гусеничный обвод и компоновка узлов ходовой часта обеспечивают возможность больших динамических ходов опорных катков и удобный доступ для осмотра, обслуживания и ремонта.
Боевое применение
В 1970-1972 годах в Израиль было поставлено 150 новейших танков M60A1, которые были использованы во время войны Судного дня.