6,6K подписчиков

Бетховен был чёрным

334 прочитали

За полвека до появления движения BLM, лозунг, вынесенный в заголовок, был важной частью борьбы за гражданские права негров в США.

Автор философии "Black Power" Стокли Кармайкл заявлял на митингах своих сторонников:

Бетховен был таким же чёрным, как вы и я. Но нам об этом не говорят.

Лидер религиозной афроамериканской организации "Нация ислама" Малькольм Икс утверждал в интервью, что отец Бетховена был:

одним из арапов, которые нанимались в Европе в качестве профессиональных солдат.

Рефрен "Бетховен был чёрным" частенько звучал на радиостанциях соул-музыки в Сан-Франциско, а в июльском номере 1969 года журнала "Rolling Stone" появилась статья "Бетховен был чёрным и гордым!"

Обложка 37-го номера журнала
Обложка 37-го номера журнала

Пожалуй, первым в XX веке размышлять на тему "тёмного" происхождения Людвига ван Бетховена начал в 1907 году британский композитор Сэмюэл Кольридж-Тейлор, который разглядел "удивительное" сходство некоторых чёрт своего лица с портретами немецкого композитора.

За полвека до появления движения BLM, лозунг, вынесенный в заголовок, был важной частью борьбы за гражданские права негров в США.-2

Выступая с концертными турами в США, Тейлор столкнулся с расовыми ограничениями и с горечью отмечал:

Если бы величайший из всех музыкантов был жив сегодня, он не смог бы получить проживание в отелях в некоторых американских городах.

В наше время африканскую теорию бетховенских корней активно продвигает группа историков и музыкантов.

И вот их аргументы.

По мнению исследователей, Бетховен скрывал своё настоящее лицо при помощи фальшивых портретов, для которых позировали другие люди. Больше десятка существующих ныне картин и гравюр изображают не менее семи разных персон. И это не Бетховен.

Единственно правильным изображением композитора считается литография 1837 года француза Фредерика Хиллемахера по эскизу 1814 года художника Луи Летронна.

За полвека до появления движения BLM, лозунг, вынесенный в заголовок, был важной частью борьбы за гражданские права негров в США.-3

Дефект верхней губы и множество шрамов на левой стороне лица - результат перенесённой в детстве оспы.

Говорят, что самому Бетховену чрезвычайно нравился офорт Блазиуса Хёфеля по рисунку того же Летронна, и он активно рассылал его копии друзьям с персональными посвящениями.

За полвека до появления движения BLM, лозунг, вынесенный в заголовок, был важной частью борьбы за гражданские права негров в США.-4

Не мудрено, что портрет с таким характерным фенотипом очень нравится апологетам "чёрного прошлого" композитора. Вот что пишет сторонница этой теории Наоми Суонсон:

Каждое изображение Бетховена представляет его как белого человека. Однако ниже приведены реальные описания Бетховена из различных заслуживающих доверия источников, включая его любовниц, студентов, учителей, антропологов, историков и авторов.
- Широкий, толстогубый рот, короткий, толстый нос и гордо изогнутый лоб.
- Негроидные черты, тёмная кожа, плоский толстый нос.
- На его лице нет и следа немецкого … Он был таким смуглым, что люди прозвали его "Спаньоль" [тёмнокожий].
- Угольно-чёрные волосы ... встали дыбом вокруг его головы.
- Его несколько плоский, широкий нос и довольно широкий рот, его маленькие пронзительные глаза и смуглый [тёмный] цвет лица, в придачу покрытый оспинами, придавали ему сильное сходство с мулатом.
- Цвет лица был коричневатым, волосы густыми, чёрными и щетинистыми.
- Невысокий, коренастый, широкие плечи, короткая шея, круглый нос, черновато-коричневый цвет лица.

В отличии от Малькольма Икс, Суонсон считает, что не отец композитора, а его мать была африканского, точнее мавританского, происхождения.

По другой версии, якобы поддержанной Парижским словарём музыкантов на протяжении семи изданий (с 1810 по 1817), биологическим отцом Бетховена был король Пруссии Фридрих II, при дворе которого служили многочисленные африканские комнатные слуги (каммерморы).

Композитор стал результатом супружеской неверности короля с одной из служанок.

Эта "утка" имела столь широкое распространение, что музыкальный журнал "The Harmonicon" в 1823 году не смог пройти мимо:

Тот вздор, который несут … о происхождении Бетховена от короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, не заслуживает даже опровержения, ибо как этот монарх не посещал Бонна перед рождением Бетховена, так и его мать за все время своего супружества ни разу не покидала Бонна.

В тоже время до сих пор никто не знает когда точно родился композитор, что позволяет французскому адвокату Жюли Овоно утверждать следующее:

У потомков африканского происхождения в Европе XIX века не было свидетельств о рождении. Так было с Бетховеном. Отсутствие свидетельства о рождении доставило ему массу неприятностей в жизни.
Сегодня не утихают споры о подлинности приписываемого ему свидетельства о рождении. Несомненно то, что сам Бетховен по крайней мере трижды объяснял в переписке со своим окружением, что свидетельство о рождении, которое сегодня считается подлинным, принадлежит не ему.
Одной из причин, помешавших провести бракосочетание, было именно отсутствие свидетельства о рождении. Точно так же он проиграл первую часть судебного процесса по опеке над сыном своего покойного сводного брата, потому что не смог предоставить достоверное свидетельство о своём происхождении.

В качестве подтверждения того, что Бетховен из-за социальных предрассудков якобы был вынужден скрывать своё африканское происхождение, приводится факт его параноидальной тяги к смене места жительства. Например, только в Вене он успел пожить почти на семидесяти адресах.

Широкое распространение нашёл анекдот, как однажды ночью композитора задержали на одной из улиц Вены и доставили в полицейский участок. Несмотря на то, что Бетховен был на тот момент самым знаменитым австрийским композитором, его личность не смогли установить. Потребовалось вмешательство директора Венской оперы.

Африканская кровь сказалась и на творчестве композитора. Как утверждает Жюли Овоно:

Людвиг ван Бетховен обладал точным и почти абсолютным знанием полиритмических систем и паттернов региона Гвинейского залива на западноафриканском побережье ... достиг совершенного синтеза полифонических ладов и тональной системы, разработанных в Европе в предшествующие ему века, с полиритмическими системами и паттернами из Западной Африки.

В июне 2015 года в сеть был загружен цифровой альбом "Beethoven was African" ("Бетховен был Африканцем").

За полвека до появления движения BLM, лозунг, вынесенный в заголовок, был важной частью борьбы за гражданские права негров в США.-5

В описании к альбому говорится:

Очевидная африканская полиритмика, первоначально созданная Людвигом ван Бетховеном в партитуре, оставалась не сыгранной и не услышанной с момента его кончины - до сих пор. Музыка, как задумал Бетховен.

Желающие, могут найти и послушать.

Никого не удивляют попытки разного рода нетрадиционных меньшинств записать в свои ряды известных композиторов. Можно понять желание выходцев из Африки видеть на своих знамёнах лик гениального Бетховена. Не повезло только феминисткам. Доказать всем, что "мужчина на самом деле был женщиной" гораздо сложнее, чем назвать белое чёрным.

Полный Каталог Публикаций Канала. Здесь собраны все ссылки с момента первого выхода в эфир. Сохраняйте на память.

Традиционная несмешная байка взята из книги "Маэстро Миф" Нормана Лебрехта:

Спустя тридцать лет после смерти дирижёра Артуро Тосканини, Нью-Йоркская публичная библиотека приобрела его рабочие партитуры, тем самым дав возможность исследователям их изучить. Оказалось, что дирижёр не особо церемонился с исполняемыми произведениями, редактировал их, внося необходимые ему коррективы.

Бетховен не стал исключением. Партии литавр и медных в начальной теме Восьмой симфонии были расширены, а в финале Девятой - сокращены. Тосканини смело вводил дополнительные инструменты в кульминационные места с целью усилить воздействие оркестра на слушателей. Бетховен был глух, говорил он, и не мог знать, как должна звучать его музыка.