Одна из деревень Ленинградской области была признана «предрасположенной к возникновению радиационного загрязнения». Звучит весьма пугающе и «Царьград» решил разобраться, что же происходит в регионе.
Утро вторника, 8 июня, в Ленинградской области ознаменовалось введением режима повышенной готовности. Это произошло из-за того, что территорию Кузьмоловского городского поселения во Всеволожском районе признали «предрасположенной к возникновению радиационного загрязнения».
Соответствующий документ был опубликован на сайте регионального правительства.
Как выяснилось, источником опасности стало РНЦ «Прикладная химия», которое со времен СССР производит химические материалы для оборонного и ракетно-космического комплекса. Звучит весьма пугающе и «Царьград» решил разобраться, что же происходит в регионе и не пора ли искать бункер.
Как прокомментировал ситуацию вице-губернатор Михаил Ильин, введение режима повышенной готовности произошло из-за смены полномочий над потенциально опасным объектом.
Режим повышенной готовности введен в связи с передачей полномочий на ведение объектом, который имеет потенциальную радиационную опасность. Для контроля за обстановкой задействованы датчики постоянного мониторинга радиационной обстановки на территории Кузьмолово, — заявил чиновник.
Ильин добавил, что в Кузьмоловском поселении на данный момент не зафиксировали превышений радиационного фона.
Чтобы не шандарахнуло
Как выяснилось, пока ничего критичного или страшного в Кузьмоловском городском поселении не случилось: просто чиновники и производитель химических материалов для оборонного и ракетно-космического комплекса не могут разобраться, кто в ответе за охрану предприятия и утилизацию опасных отходов.
Как объяснил глава Всеволожского района Андрей Низовский, конфликт возник между Росимуществом и гендиректором предприятия. Руководство РНЦ «Прикладная химия» изменило форму собственности, но вопрос охраны, которая на подобном объекте должна быть особой, так и не решился. Как и то, кому достанется утилизация «бочек с какой-то гадостью».
Руководство «Прикладной химии» считает, что им больше не надо отвечать за бочки с какой-то гадостью, кажется, радиацией. Там поставили ультиматум, что будут отвечать за них до конца мая. Вот, май прошел. Чтобы не шандарахнуло, было решено ввести режим повышенной готовности. Мало ли во что это все выльется, — пояснил чиновник.
В свою очередь, руководитель РНЦ «Прикладная химия» Елена Козлова заявила, что предприятие не имеет никакого отношения к территории, на которой ввели режим повышенной готовности.
По ее словам, в процессе акционирования часть территорий перешла Росимуществу и не может быть приватизирована по закону. Однако, что именно там находится, Елена Козлова рассказывать отказалась.
Чьи это бочки и что в них за гадость
Предположительно, власти и предприятие спорят из-за потенциально опасного цеха 215. Он был введен в эксплуатацию еще при Хрущеве, в 1961 году, а года два назад РНЦ «Прикладная химия» решила вывести его из эксплуатации. Спустя год федеральное государственное унитарное предприятие реорганизовали и превратили в акционерное общество. А ненужный устаревший цех остался неприкаянным.
Что именно в нем находится и что там за бочки, узнать непросто. Как передает «Фонтанка», в цехе за десятилетия успели накопить 1274,3 кубического метра твердых радиоактивных отходов и девять десятков позиций радиоактивных веществ.
Тем временем правительство Ленобласти объяснило причину введения режима повышенной готовности. Как сообщили в пресс-службе региональной администрации, таким образом они решили привлечь внимание Росимущества, дабы те окончантельно поставили точку в вопросе: чьи же это бочки?
В пресс-службе правительства Ленобласти подчеркнули, что ситуация не представляет опасности для жителей поселения, а решение о введении режима было техническим.
В ходе приватизации имущества, ранее принадлежащего РНЦ «Прикладная химия», склад с материалами производства с радиоактивным следом не был включен в перечень объектов приватизации. Введением особого режима Ленобласть поставила перед Росимуществом вопрос об определении специализированного пользователя указанного объекта, — заявили в пресс-службе.
Тем временем петербургское управление Роспотребнадзора заверило, что радиационный фон в городе не превышает средние многолетние значения фоновых показателей. О том же говорят и власти Ленобласти. Другими словами, повода для паники пока нет, но с бочками все-таки что-то делать надо.