Эдвард Лейн (англ. Edward Lane (ок. 1670-1729) - англичанин на русской службе, кораблестроитель и организатор судоремонта в России в начале XVIII века, гидротехник, строитель гаваней, доков, шлюзов, крепости и бастионов в Кронштадте и маяков в Финском заливе, капитан над Кронштадтским портом, капитан-командор.
Уроженец Шотландии Эдвард Лейн (Идверд Лаин) в 1702 году был принят на русскую службу поручиком. О его службе в английском флоте в открытых источниках практически ничего не говорится.
Также можно сказать о том, что не сохранилось ни одного его портрета.
До 1703 года находился в Воронеже, выполнял промерные работы при строительстве Воронежского адмиралтейства. В феврале 1703 года послан на Олонецкую верфь с матросами и корабельными припасами. Служил на фрегате «Михаил Архангел», на котором участвовал в Северной войне и делал промеры Ладожского озера.
В 1706 году был произведён в капитан-поручики. С 1708 года на Олонецкой верфи занимался модернизацией старых бомбардирских судов, затем был направлен в Санкт-Петербург. В октябре 1711 года командирован в Выборг, где отремонтировал два брандера для отражения нападения неприятельских кораблей в Выборгской губе. Произведён в младшие капитаны.
С июня 1712 года можно отметить начало привлечения талантливого английского инженера к работам по обустройству аванпоста Санкт-Петербурга. Как отметил этим временем Ф.Ф. Веселаго в «Очерке русской морской истории»:
«На острове Котлин под руководством вице-адмирала К.И. Крюйса и капитана Лейна начались работы по строительству военной гавани»[1].
В летний период были созданы для зимовки корабельного флота на острове:
«В связи с устройством военной гавани на острове Котлин корабельный флот впервые остался там на зимнее базирование. Должность флагмана исполнял капитан-командор В. Шельтинг, главным помощником флагмана являлся руководитель строительства капитан Э. Лейн»[2].
В 1713 году Пётр I планировал послать Э. Лейна в Англию для найма служителей в Адмиралтейство, однако по просьбе начальника Петербургского адмиралтейства А.В. Кикина и президента Адмиралтейств-коллегии Ф.М. Апраксина был оставлен для работ в России.
В 1714 году находился на острове Котлин и занимался подготовкой флота к кампании, о чем докладывал Ф.М. Апраксину. В 1713-1714 годах по указаниям и чертежам Петра I руководил реконструкцией пристани, наблюдал за постройкой «первоначальной гавани» на острове Котлин. 1 января 1715 года произведён в капитаны 1-го ранга «за особливую его службу у гаванскаго дела». Заведовал постройкой гавани у Кроншлота. С июня 1715 года, по распоряжению Петра I, командуя лоц-галиотом, Э. Лейн проводил промеры от Берёзовых островов до Ревеля и Гогланда и вёл составление морских карт.
С 1716 года участвовал в строительстве Военной гавани и канала на Котлине. В 1718 году, согласно указу Петра I о создании Невского флота, был включён в список лиц петровской элиты, которые были обязаны получить буеры для перемещения по водным артериям Петербурга. В августе 1719 года, согласно указу Петра I, руководил установкой навигационных огней в устье реки Сестра и на Котлинской косе. Согласно указу Петра об изготовлении «росторверка пловучего у стен Воинского гавана», с 1720 года принимал участие в проектировании «корабельной» крепости Кроншлот и города Кронштадта, руководил строительством Военной и Купеческой гаваней, Кронштадтского канала, шлюзов и доков и батарей, маяка Стирсудден, маяка Толбухин в Финском заливе. В апреле 1721 года Эдвард Лейн обследовал мель «Лондон» (названа так после крушения военных кораблей «Портсмут» и «Лондон» в 1719 году) и просил указаний царя относительно установки там маяка, получив разрешение строил Лондонский маяк «по западную сторону Котлина». В июле 1721 года Пётр поручил Эдварду Лейну строить шлюпочный амбар.
22 октября 1721 года был пожалован в капитан-командоры. По именному указу Петра, в декабре 1721 года был послан зимой ехать «для вымеривания моря» в Рогервике. В марте 1722 года Эдвард Лейн писал А.Д. Меншикову, что произвёл там необходимые измерения и послал Петру чертёж новой гавани. В июне 1722 года по указу Петра принимал участие в ревизии «счётного дела» подьячих, «приличившихся в преступлениях» при строительстве гаваней на Котлине.
22 августа 1722 года назначен капитаном над портом, который ближайшее время будет именоваться Кронштадтским. В классическом труде «Материалы для истории русского флота» (Часть IV, с518) этот факт зафиксирован следующим образом:
«По новоучиненному 2-й части морскому регламенту главы 3-й должность капитана над портом отправлять при Котлине острове до указа капитан-командору Леину, а отсутствие его тому кому команда от него поручена будет»[3].
Выполняя обязанности капитана Кронштадтского порта, Э. Рейн помимо прочего регулярно выезжал в Ревель для наблюдения за постройкой ревельской гавани. В 1723 году принимал участие в планировке улиц Кронштадта, затем был командирован для промера Ладожского канала.
16 января 1724 года по указу Петра президент Адмиралтейств-коллегии Ф.М. Апраксин объявил поощрение Э. Лейну: «за многие его при канальном и гаванном и городовом деле труды, доколе при оных будет, давать сверх окладного его жалования 600 рублей на год, в том числе счисляя и прежде определённые за оные же труды 200 рублей, и ту дачу производить, сего января с 1-го числа».
В феврале 1724 году получил приказ Петра о строительстве крепости в Кронштадте с припиской «1-е гаупт-вахт делать высотою 22 фута от земли, а не от воды».
8 февраля 1725 года был вызван в Санкт-Петербург «для отдания чести Его Величества телу и для поздравления Государыни Императрицы со вступлением на престол».
В 1726 году вошёл в состав комиссии для рассмотрения новых штатов о такелаже.
Скончался Эдвард Лейн 8 июня 1729 года в Кронштадте. Вдове был выдан годовой оклад его жалования 1200 рублей.
Как первоисточник для написания биографии Эдварда Лейна, приводим полный текст из классического «Общего морского списка»[4]:
Лейн, Эдвард (Идверд Лаин). Edward Lane. Англичанин.
1702 г. Принят на службу в поручики.
1703 г. февраль. Послан из Воронежа на Олонецкую верфь с матросами и корабельными припасами. Служил на корабле «Михаил Архангел». Находился у промера Ладожского озера.
1706 г. декабрь. Произведен в капитан-поручики.
1708 г. Изготовлял к плаванию старые бомбардирские суда.
1711 г. октябрь. Послан из С.-Петербурга в Выборг для приготовления 2-х брандеров по случаю прибытия в Выборгскую губу неприятельских судов. Произведен в младшие капитаны.
1713 и 1714 г. Наблюдал за постройкой первоначальной гавани на Котлине.
1715 г. января 1. Произведен в капитаны 1-го ранга «за особливую его службу у гаванского дела». Заведывал постройкой гавани у Кроншлота. Июня 12, командуя лоц-гальотом, послан для промера «водяного ходу» от Березовых островов до Гогланда.
С 1716 по 1719 г. Участвовал в работах по постройке военной гавани и канала на Котлине.
1719 г. август. Послан к Стирсудену и к реке Сестре для постановки огней как на материке, так и на Котлинской косе.
1720 г. Принимал участие в работах по постройке гаваней на Котлине, а также при сооружении батарей.
1721 г. октября 22. Пожалован в капитан-командоры. Строил маяк (Лондонский) по западную сторону Котлина. Декабря 10, командирован в Рогервик «для вымеривания места, где быть гавани и прочему».
1722 г. августа 22. Назначен на должность капитана над кронштадтским портом. Наблюдал за постройкой ревельской гавани.
1723 г. Принимал участие по распланировке улиц Кронштадта. Мая 9, командирован на Ладожский канал «для вымеривания оного».
1724 г. Надзирал за работами по устройству канала и доков в Кронштадте. Января 1, «за многия труды при канальном, гаванном и городовом деле» велено давать сверх окладного жалованья по 600 рублей, включая и прежде определенные за оные ж труды 200 рублей. Июня 30, наблюдал за содержанием «огней для корабельного хода»: в Кронштадте, на Гаривалдае и Гогланде.
1725 г. февраля 8. Вызван в С.-Петербург «для отдания чести Его Величества телу» и для поздравления Государыни Императрицы со вступлением на престол.
1726 г. марта 11. Назначен в состав коммисии для рассмотрения новых штатов о такелаже.
1729 г. июня 8. Скончался. Октября 17, распоряжением Адмиралтейств-коллегии, выдан вдове годовой оклад его жалованья 1200 руб.
[1] Веселого Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Ч.1. С. 290.
[2] Веселого Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Ч.1. С. 461.
[3] Веселого Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Ч.1. С. 543.
[4] Общий морской список от основания флота до 1917 г. - Санкт-Петербург: Атлант, 2013. - 544 с. : илл. - (Военно-историческая библиотека).
Внимание!
Книгу «Капитан над портом при острове Котлин» (СПб, 2021) можно заказать и быстро получить через АВИТО или интернет-магазин «Морское наследие».