Найти тему
Исторические сражения

Впечатляющие дуэли парусных кораблей в деталях

На войне всегда есть место случайности. Не важно, где ведутся боевые действия – на море, суше или в воздухе. По этой простой причине морские сражения почти не поддаются ранжированию. В отличие от развитой типологии кораблей. Просто даже если бой идет между линиями, невозможно заранее предугадать, кто кому придется непосредственным противником. И потому сплошь и рядом возникали ситуации, когда один корабль бьется с совершенно неподходящим для него противником или ему приходится отбиваться сразу от нескольких врагов.

Конечно (хотя бы даже по закону больших чисел), рано или поздно в бою встречались и вполне равнозначные противники. Вот только происходило это редко. И, как правило, такие случайные встречи воспринимались участниками или наблюдателями как дуэли. И потому описывали их позднее подробно и с большой охотой.

1 июня 1794 года, дуэль флагманских кораблей адмиралов Хау и Вилларе де Жуайёза. Художник: Philippe-Jacques de Loutherbourg
1 июня 1794 года, дуэль флагманских кораблей адмиралов Хау и Вилларе де Жуайёза. Художник: Philippe-Jacques de Loutherbourg

В 1794 году, во время сражения, получившего единственный раз в истории имя не по месту битвы, а по дате (Славное первое июня), совершенно случайно сцепились два почти одинаковых корабля – 74-пушечные французский "Мститель" и британский "Брансуик". Собственно, противники не искали встречи. Она произошла совершенно случайно. Британцы просто несколько раз прорезали линию французов. И при выполнении этого маневра британец и француз сцепились якорями. Да так удачно, что сразу разъединить их не получилось. И они, вот так в обнимочку, вырвались из общего строя и уже на стороне продолжили выяснение отношений исключительно друг с другом.

Корабли шли борт в борт, безостановочно паля из пушек. Причем англичанам первый залп с нижней палубы пришлось делать через закрытые орудийные порты, сбив те первым ядром – корабли соприкасались бортами так плотно, что открыть люки попросту не получалось. А в это время французы мели палубу британца оружейным огнем и залпами каронад. В итоге британский капитан погиб, одна мачта упала, вторая сократилась вдвое, а третья оказалась изрядно поврежденной. Французам же пришлось и вовсе туго. Они вообще потеряли ход. А нижний дек англичанина поработал настолько успешно, что французы стали тонуть. Правда, они вовсю боролись за живучесть своего корабля и, как только корабли все же расцепились, попытались выброситься на берег. Британцы же уковыляли своим ходом и направились в ближайший порт чиниться и зализывать раны.

HMS Brunswick после боя. Художник: Nicholas Pocock
HMS Brunswick после боя. Художник: Nicholas Pocock

Англичане до базы дотянули. Французы не смогли и, принимая во внимание обстановку, выбросили белый флаг. Подошедшие победители сняли часть экипажа с тонущего корабля. Но потом, неожиданно, "Мститель" завалился на борт и затонул. По легенде (устной и сомнительной), на тонущем корабле обреченные моряки громко славили Францию, отчего у французской общественности возникла стойкая симпатия к погибшему кораблю. Настолько, что его изображение стали включать в монументальные проекты.

Не менее интересный случай произошел в 1812 году. В Европе той поры шла война с Францией. А американцы помогали французам справиться с напастью. Так что начальству в Британии довольно скоро стало понятно, что имеет смысл устроить блокаду заокеанских портов, чтобы перехватывать грузы для Франции еще на дальних подступах. Для чего и отрядили флот, в состав которого входил фрегат "Шеннон", побезобразничать у берегов недавней колонии.

USS Chesapeake против HMS Shannon, 1 июня 1813 года. Иллюстратор: John Dews
USS Chesapeake против HMS Shannon, 1 июня 1813 года. Иллюстратор: John Dews

В это время из Бостона американцы выслали супер-фрегат "Чесапик", который можно назвать броненосным крейсером своей поры. "Чесапик" направлялся к Ньюфаундленду пощипать английских купцов. Но не дошел, поскольку в пути наткнулся на "Шеннон". Вообще, вступать в бой в вражескими рейдерами американцу не полагалось. Но, с другой стороны, иного выхода-то у американского капитана и не виделось. К тому же корпус американца был прочнее, а количество пушек – больше. Как и вес бортового залпа. Вот только британцы как моряки на порядок превосходили оппонента.

Корабли сошлись и на предельно близкой дистанции и обменялись залпами. Американцы стреляли в корпус и по верхней палубе, сбив часть карронад. Англичане же палили картечью, очищая палубу и повреждая парусную оснастку. Американцы стали испытывать трудности с ходом, а их капитан был убит первым же залпом (по другим свидетельствам капитана убило чуть позднее).

Бой фрегатов "Чесапик" и "Шеннон". Иллюстратор: Robin Brook
Бой фрегатов "Чесапик" и "Шеннон". Иллюстратор: Robin Brook

Англичане удачно сманеврировали, пройдя за кормой противника и сбив выстрелом ему руль. В итоге американский фрегат окончательно превратился в жертву. Его развернуло носом к британцу. Следующий залп сбил у американца якорь, и тот зацепился за один из портов "Шеннона". Получилось, что абордаж стал неизбежен.

На американце сыграли сигнал. Но от страха или по неопытности трубач сыграл немного не ту мелодию. Так что на верхнюю палубу для абордажа поднялись только морские пехотинцы. Которых с "Шеннона" проредили из уцелевших на верхней палубе карронад. А потом и сами ринулись в атаку.

В том бою моряки "Чесапика" дали 5 полных залпов. За то же время с "Шеннона" выстрелили 10 раз. Сказывалась превосходная выучка. Примерно так же англичане превосходили американцев в рукопашной схватке. Так что уже через 15 минут после начала абордажной схватки британцы победили. В итоге американский супер-фрегат пополнил ряды британского флота.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала