Япония для многих загадочная страна. А менталитет японцев тем более. Вот и герой этой публикации наглядное тому подтверждение.
Хироо Онода (Что имя, а что фамилия не знаю. Если кто в курсе подскажите.) родился в Японии, в селе Камэкава в 1922 году. Семья интеллигентная: отец педагог, журналист, депутат; мать учительница. Учился в школе и усердно занимался КЭНДО (такое фехтование на бамбуковых мечах). Школу окончил и уехал работать в Китай. Там освоил китайский и английский языки.
В 1942 году, в разгар второй мировой войны, его призывают в армию. Кто не в курсе, Япония тогда воевала на стороне Германии и Италии. Боевые действия шли в Азии. Пока у них хватало ума не лезть к СССР и до 1945 года японцы рубились с нашими союзниками (США, Австралия). Масштабы, конечно, не сравнить с Восточным фронтом, но бои шли не на жизнь, а на смерть. Люди гибли. Идейности и фанатизма японцам не занимать. Они самоотверженно и искреннее верили в себя, в армию, в императора.
С начала военной службы Хироо Онода и начинает свой удивительный и необычный (я бы сказал идиотский – моё личное мнение) путь война. Его готовят как разведчика-диверсанта и во главе отряда в январе 1945 года направляют на филлипинский остров Лубанг. В отряде он и 3 человека. Получает приказ держаться 3-5 лет. Самоубийство не совершать. Ждать, когда за ними придут. Военный гарнизон на острове американцы успешно разгромили, а наш герой со своим отрядом ломанулся в горы выполнять приказ. Ну и понеслась после этого лихая диверсионная жизнь.
Приказ отданный Хироо Оноде генералом перед отправкой на остров: «Самоубийство категорически запрещается! Держись 3—5 лет. Мы обязательно придём за тобой. Продолжай борьбу, пока ещё жив хотя бы один солдат, даже если придётся питаться плодами пальм. Повторяю, самоубийство строго запрещено!»
Что касается самоубийства, то не зря генерал сделал на этом акцент. Для японцев (особенно военных и служивых) – это было популярным (чтобы не опорочить свою честь ну или что-то в этом духе). Многие наверняка слышали про обряд харакири (ритуальное самоубийство методом вспарывания живота) и камикадзе. Вот это тому подтверждение. Были и пилоты-камикадзе, и моряки-камикадзе (управляли специальными катерами). Принцип ясен – вписаться во вражеский объект, нанести урон и самому красиво и героически погибнуть за родину и императора. Но пользы по факту было мало. Американцы быстро научились распознавать этих отмороженных вояк и уничтожали их ещё на подходе или подлёте. КПД (коэффициент полезного действия) от такой затеи был так себе. Многие историки спорят по этому поводу. По мне так дело случая. Но от поражения в войне это японцев никак не спасло и в битвах решающую роль не сыграло – факт. Воин мог ещё воевать и воевать и даже если получил ранение – вылечили и опять воюй. А тут здоровый крепкий детина тупо несётся на врага как бешеный. Зато для них красивая и крутая смерть. Почётно и никто потом не осудит, как ты воевал.
2 сентября Япония капитулировала. В руки Оноды попадали листовки, сброшенные с самолета, что мол всё, войне конец, заканчиваем и сдаёмся. Но он не верил, думал провокация нечестных американцев. К 1946 году все прятавшиеся японцы на острове сдались филиппинским военным. Все, но только не наш герой со своим отрядом!
Т.к. связи с ними не было, то их записали погибшими. Жили в джунглях, оборудовали несколько мини-баз, тайников с провизией и оружием. Долго на одном месте не засиживались (поэтому и поймать их не могли). Еду готовили ночью. Совершали вылазки. Нападали на филлипинских военных и полицейских. Сельских жителей пугали оружием и, откровенно говоря, грабили, считая их пособниками оккупантов. Те в свою очередь считали их бандитами и разбойниками, а не какими-то там войнами-патриотами.
Один из членов отряда сдался полиции в 1950 году и вернулся в Японию. Те в свою очередь поняли, что поторопились, записав их в погибшие. Создаётся комиссия по их поиску, но ничего не получается.
Идейные ребята продолжают свою партизанскую войну. Они порядком надоели всем на острове и поймать их горят желанием все – от крестьянских детей, до высоких офицеров. К 1974 оба его бойца погибли в перестрелках (как позже выяснилось – одни всё-таки выжил и попал в плен). Последние два года наш чудо-герой жил один. А главное он всё знал про мировую обстановку, но не сдавался.
Пропитание горе-партизаны воровали у местных крестьян и на стоянках лесорубов.
У партизан были не только газеты и листовки. У них был даже радиоприёмник, который они благополучно и без зазрения совести спёрли у местного крестьянина. Они знали обо всём что происходит в мире. Знали, но, типа, не верили. Думали вражеская деза. Хотя может и действительно верили в то, что нельзя верить.
Только 20 февраля 1974 года японский путешественник Норио Судзуки нашёл партизана-разбойника и убедил его, что пора завязывать. Тот в свою очередь сказал, что без приказа командира не может.
Короче, после переговоров и прочей суеты, на остров прилетает бывший его командир (на тот момент спокойно живущий мирной жизнью), одевает военную форму, выходит на связь с Онодой и отдаёт приказ о прекращении боевых действий). Горе-партизан вышел.
30 лет он партизанил! Было ему уже 52 года! В знак капитуляции даже вручил свою саблю командиру военной базы. Узнав, что Япония на самом деле капитулировала, и что до этого всё что он читал и слышал правда, а не вражеская дезинформация он расплакался.
За всю их деятельность было убито 30 и ранено более 100000 гражданских и военных. Не зря им грозила смертная казнь. А их помиловали. Я не знаю что и сказать… Сами подумайте, какой бы приговор им вынесли вы! Информацию про целенаправленные убийства гражданских я не нашел. Но думаю тоже имело место быть, если кто сопротивлялся.
По местным законам ему грозила смертная казнь. И он был к этому готов. Но МИД Японии подсуетился и его помиловали, и отправили домой. Перед отлётом он даже подарил свою саблю президенту Филиппин (Как он её только сохранил за 30 лет!).
Дома к нему относились по-разному. Кто-то положительно, кто-то отрицательно. Но то, что он наделал шуму в массах – это факт! Министры пожаловали ему 1000000 ен. Но он их пожертвовал святилищу, в котором почитаются души воинов, погибших за Японию.
Написал автобиографическую книгу и на вырученные деньги эмигрировал в Бразилию. Занимался там сельским хозяйством в местной общине японцев. Женился. В 1984 год вернулся. Занимался общественной деятельностью: работал с молодёжью, организовывал летние семейные лагеря, читал лекции в университете. Бразилию не забывал и постоянно туда мотался. Умер в Токио 16 января 2014 года, не дожив 2 месяца до 92-х лет!!!
В 1996 году Онода посетил Лубанг, где пожертвовал 10 000 долларов местной школе, в которой в годы своего партизанства стащили кровельные листы. Отношение филиппинцев к нему было, мягко говоря, не гостеприимное. Местных задобрить не удалось, и он уехал. Больше на остров не совался.
На Лубанг в 2011 году открыл туристический объект, посвященный Оноде, — «Тропа и пещеры Оноды». Хитренькие они, филиппинцы.
Случай, кстати, в истории 20 века не единичный. Многие прятались и партизанили. Но мало кто по 30 лет!!!
В январе 1972 года на острове Гуам, был случайно найден уцелевший капрал японской армии Сёити Ёкои, 20 февраля 1974 года вышел герой моей публикации, а уже 18 декабря 1974 года в Индонезии взяли в плен Тэруо Накамура. Про них тоже можно найти кое-какую информацию и почитать. Но суть везде примерна одна. Разве что воевал и стрелял до последних дней только наш герой. Другие просто прятались в джунглях и выживали. Но все после пленения были разочарованы поражением Японии и тем, что они остались живы и не погибли за родину.
Более подробные, интересные детали можно встретить конечно же на просторах интернета.
Вот такая невыдуманная история. Прошу прощения, если где-то ошибся, опечатался и т.п. Спасибо за внимание.