Признание воскресенья днем отдыха прочно закреплено в сознании рабочего человека. Сейчас трудно помыслить о том, что когда-то на него покушались власти. Выходной статус седьмого дня был безжалостно упразднен в 1929 году; больше десяти лет над народом проводился беспощадный эксперимент. В тот год оптимизация производства привнесла в жизнь рабочего класса неслыханное новшество – трудовой календарь.
Как родился революционный календарь
Традиционное воскресенье, заложенное религиозной потребностью и необходимостью визитов в церковь, было единственным выходным днем рабочего человека.
Партийные мозги просто распирало от свежих идей и жажды новаторства. Преобразовательская деятельность вылилась в совершенно «гениальную схему» авторства советского экономиста Юрия Ларина. С его «нелегкой» руки советские граждане получили официальный календарь – странный, противоречивый и антисимметричный документ. По мнению советских властей, воскресный отдых рабочего человека и простой машин – это непозволительная буржуйская роскошь, убийственная для промышленности и вредная для социалистического сознания.
Решение моментально дало результат – одним щелчком народ был повергнут в пучину хаотичного труда, разбавляемого днями социального вакуума. Это был в буквальном смысле пестрый и нелепый, но гениальный по своей несуразности эксперимент. Адаптировать его под жизнь народа за 11 лет так и не удалось.
Гениальный план «непрерывки»
В соответствии с новым календарем трудовое население посчитали, поделили и выдали по выходному дню, окрашенному в определенный цвет. Профессиональная принадлежность обозначалась символичным изображением, и каждой категории отныне предстояло отдыхать в разные дни.
По факту непрерывное производство в формате пятидневки даже увеличило количество выходных. Качество при этом резко упало вниз. Свободные дни членов семьи часто не совпадали. Это привело к росту конфликтов и напряженности в семье. Автоматически исключался общий досуг с детьми. Нужный день вполне мог совпасть с нерабочим временем транспорта или социально значимой организации. Это еще острее усугубляло неудовлетворенность новым режимом.
Отчасти новый трудовой режим имел целью ослабить семейную ячейку, усилив вовлечение человека в производство. Предстояло обратить его ресурс в сторону общественных интересов, ослабив личные и семейные мотивы.
Спасенным от введенных «улучшений» оказалось сельское население. Доить коров, кормить свиней и сеять поля приходилось независимо от фантазий советской власти. Колхозники продолжали пахать семь дней в неделю.
Ожидания и реальность
Декларированные властями цели были, конечно, благими. Организация непрерывного производства, закрепленная Постановлением СНК, должна была ускорить планы пятилетки, поднять уровень социалистического хозяйства и простимулировать рост творческой инициативы трудящихся. С творческой инициативой населения вышла особенная оказия. Измученный хаотичным трудом и отсутствием полноценного отдыха рабочий не имел возможности даже восстановить собственный ресурс, не говоря уже о том, чтобы генерировать идеи и плескать инициативой.
С ростом экономики тоже не задалось. Вялый, неинициативный работник не имел шанса стать тем самым винтиком, способным завести промышленный механизм. Заводы функционировали непрерывно, в то время как человеческий ресурс никак не увеличивался. А вот станки и машины из-за непрерывной гонки стали чаще выходить из строя. Вместо реальной эффективности производства создавалась многолетняя иллюзия интенсивного труда.
Скрытой целью устранения воскресений было искоренение религиозной потребности населения. Упразднение «воскресного» статуса автоматически делало недоступными еженедельные визиты в церковь. Вероятно, партийные идеологи полагали, что у вечно уставшего и по уши вовлеченного в производство человека, просто не останется сил на такую «блажь» как вера в Бога.
Посещения церкви сократились, а вот религия продолжала быть частью жизни людей. Пережить одиннадцатилетний эксперимент властей над рабочим человеком можно было лишь с Божьей помощью, не иначе.
Отказ от календарных новаторств произошел только в 1940 году. Нельзя сказать, что жизнь рабочего человека стала легче, но это уже совсем другая история...
Другие мои статьи: Денежная реформа 1947 года: куда делись средства?
“Походы налево”: то, что не принято было обсуждать в СССР
Понравилось?
Подписывайтесь на Пионерлагерь "Юность" и ставьте 👍. Также приглашаю вас на "пионерские слеты" в комментариях! 🔥 🚩🎺