Все уже давно понимают, кто такие британцы - мирная цивилизованная страна сегодня и безжалостная империя, угнетающая малые народы, в прошлом.
Политики всё быстро забывают, но искусство помнит. Один из таких фильмов-памятников - "Потомок Чингисхана" 1928 года.
1920 год. Английские колониальные войска безжалостно угнетают и грабят народ Монголии. Из-за конфликта с британским скупщиком пушнины, молодой охотник Баир вынужден бежать в тайгу, где попадает в партизанский отряд. В одном из боёв интервенты захватывают Баира в плен. Британский комендант приказывает расстрелять его. Среди вещей Баира англичане находят документ на старомонгольском языке, из которого следует, что его владелец является прямым потомком Чингисхана. Между тем, Баир уже подвергнут расстрелу, но чудом остаётся в живых. Англичане лечат его, чтобы использовать в своих целях — сделать марионеточным правителем Монголии и тем облегчить захват всей страны.
Полный фильм на YouTube
Баира окружают вниманием и почётом, одевают в богатые одежды. Но он, восстав против жестокости и алчности оккупантов, поднимает за собой весь народ.
Интересное про процесс создания:
В марте 1928 года съёмочная группа выехала в Верхнеудинск и прибыла в город 2 апреля. Сценарий Пудовкину не нравился и он решил на месте переделать его. В Бурятии большую помощь съёмочной группе оказал заместитель председателя Бурятского ученого комитета А. И. Оширов, который долгое время находился в составе дипломатической миссии в Китае.
Пудовкин писал:
«…Я далёк от того, чтобы называть кинокартину „Потомок Чингис-хана“ самой удачной из моих постановок, но условия, в которых мне пришлось над нею работать, были действительно удачными в моей творческой практике. Я поехал в новые, совершенно незнакомые мне места, я встречался с никогда не виданными мною людьми. У меня не было заранее придуманного сценария, существовал только его сюжетный план. Сценарий рос вместе с живыми наблюдениями, представляющими для меня постоянный острый интерес. Я помню, как пересекая огромные плоскогорья Бурят-Монголии, мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы сфотографировать внезапно поразившие нас виды: жанровые, бытовые картины, ещё не зная даже, какое место займут они в будущем фильме…»
Один из эпизодов фильма намеревались снять в Тамчинском дацане. Однако этому воспротивились ламы монастыря. По просьбе Пудовкина правительство Бурят-Монгольской АССР обратилось к Пандито Хамбо-ламе с просьбой разрешить съёмки, на что было дано согласие. После этого дацан специально для съёмок перенёс время проведения Цама. Уникальные кадры церемонии Цам представляют большую этнографическую ценность.
Съёмки фильма проходили в Верхнеудинскена станции Дивизионной, в Заудинском предместье, в центре города — в конце улицы Ленина, на площади у гаража Совнаркома, в Верхней Берёзовке, а также в Боргойской степи, на горе Омулёвке в окрестностях Ганзурино, в Новоселенгинске и других местах Бурятии.
В съёмках фильма принимали участие местные жители, участники партизанского движения, джидинские пастухи, семейские крестьяне из Тарбагатая, ламы Тамчинского дацана. Роль отца Баира сыграл отец Валерия Инкижинова. В финале картины приняло участие более двух тысяч всадников, съехавшихся со всей Боргойской долины.