Найти тему
Русский и Литература

Эпический или классический: кто настоящий герой?

Оглавление

«Так кто ж ты, наконец?» Этим вопросом из «Фауста» Гёте мне хотелось бы начать разговор о герое.

- Почему? – спросите вы. – С ним ведь и так все понятно: классный парень, свой человек, рыцарь без страха и упрека, супермен, в общем. Но не все так прозрачно. В комментариях к моей публикации «Почему антигерой и злодей – это совсем не одно и то же?» споров о истинных героях, антигероях и злодеях было множество. Мнений о том, кто такой злодей, – тоже. А вот с героями похуже: размытое все-таки понятие. Поэтому давайте внесём ясность и разберёмся, кто же это такой. Препарировать будем два литературных типа, которых вернее всего можно назвать Героями с большой буквы: эпического и классического героев.

Так герой – это про подвиги?

С первых минут внесем ясность. В современном понимании герой – это главное действующее лицо любого литературного произведения. И возникло такое определение не в 20 и даже не в 19 веке, а с началом Нового времени – в 16. Тогда и произошло отождествление героя с персонажем. С эпического пьедестала победителя чудовищ и сына языческого бога он сошел и стал обычным человеком. Его жажда подвигов, славы, мистического поиска и бессмертия постепенно угасли, сменившись обычными желаниями, свойственными всем смертным. С тех пор образ героя, его внутренний мир формировался под воздействием философии и эстетики главенствующего литературного направления: классицизма, романтизма, реализма и др. Так что литературоведческое понятие герой – это не всегда про подвиги.

Но давайте все-таки рассмотрим героя как того, на кого действительно стоит равняться. А для этого обратимся к эпическим героям Древней Греции и русским классическим героям.

Не такой совершенный эпический герой

Кто первый из персонажей приходит на ум, когда мы говорим о подвигах? По мне, так Геракл. Вот уж герой из героев: 12 крутых и узаконенных свершений и ещё куча поменьше, но все же важных. Он боролся с львами, вепрями и гидрами, укрощал быков, сумел поладить с царицей амазонок, а затем спуститься в Царство мертвых и прийти обратно живым и невредимым.

Геракл. Картинка с сайта demiart.ru
Геракл. Картинка с сайта demiart.ru

Геракл был сыном Зевса, к рождению которого верховный бог подошёл основательно: на протяжении 12 поколений он подготавливал появление героя. Геракл был неимоверно силен и храбр, свиреп и жесток по отношению к врагам, но был ли он добрым и милосердным, служил ли высшим целям? Оказывается, что нет. Как истинный эпический герой он стремился к земной славе, добиваясь её через великие подвиги. «Бессмертия – вот чего они жаждут», - говорил про таких героев Платон, и проявлялось оно в стремлении к славе любой ценой. Высшими добродетелями для Геракла и ему подобным были сила, отвага, умение владеть оружием, верность воинскому долгу. Позором для всех эпических героев являлась только трусость, а не злые или бесчестные поступки. Они совершали их часто. Например, честолюбивый Геракл готов был убить своего воина Телемона за то, что тот мог опередить его при штурме Трои. И убивал он не только врагов или чудовищ, но и собственных детей от первого брака в приступе исступления. Придя в себя, он каялся, да поздно. И последняя капля: великие подвиги он тоже совершал не во имя высших идеалов, а по поручению трусливого царя Эврисфея, которому вынужденно служил из-за олимпийских интриг.

Так что, хоть они и были героями в самом изначальном смысле этого слова, эпический герой и благородство – это понятия совершенно различные. Жертвенность и милосердие были исключительно редкой мотивацией для их деяний. А вот 4 основных мотива: погоня за славой, стремление обладать сокровищем, жажда власти, осознание собственной смертности и борьба со смертью – жили в их душах всегда!

Но была у каждого из них общая ахиллесова пята: эпические герои не были способны жить обычной счастливой жизнью, не искали и не могли до конца познать уютного личного счастья. Претерпевая все превратности и удары судьбы, они трагически гибли.

Классический герой недалеко от рыцаря ушёл

Классический герой – это человек, обладающий высокими моральными качествами: честный, неподкупный, ставящий понятия чести и достоинства превыше всего, готовый при необходимости пожертвовать жизнью ради идейных убеждений. Он рационалист, доводы рассудка для него важнее чувств. Любовь, по его мнению, должна быть основана на разумных началах, принципе соответствия, а не на страстях, которые могут погубить человека или сделать его несчастным. Классический герой – это всегда носитель идеи о служении Родине, о полезных преобразованиях, о необходимости качественного воспитания и образования.

Андрей Болконский - ярчайший пример классического героя, несмотря на то что является персонажем реалистического романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир". Кадр из фильма С. Бондарчука "Война и мир".
Андрей Болконский - ярчайший пример классического героя, несмотря на то что является персонажем реалистического романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир". Кадр из фильма С. Бондарчука "Война и мир".

По мнению писателей-классицистов, задача искусства заключается в исправлении пороков и воспевании достоинств идеального человека, каким и является главный герой. Поэтому он должен быть способен поступиться эгоистическими интересами во имя общей пользы, показав на личном примере, что такое благородство и сила характера. Для контрастности и подчеркивания положительных или отрицательных качеств в персонажах, их характеры изображались не сами по себе, а давались в соотношении с противоположным свойством. Например, Д.И. Фонвизин противопоставлял деспотичную и невежественную Простакову справедливому и образованному Стародуму.

И при чём же тут рыцари? – спросите вы. Ведь классицизм, как первое массовое литературное направление, зародился во Франции в конце 17 века, а рыцарство ушло в прошлое уже в начале 16 века. Но! Это понятие сохранилось в веках не только благодаря братству реально живущих и действующих аристократов в латах, но и благодаря куртуазной литературе. В ней был описан кодекс поведения и чести, соблюдение которого предписывалось средневековым рыцарям. А само слово «рыцарь» со временем стало синонимом человека благородных нравов.

Рыцарскими доблестями были: мужество, отвага, верность, преданность, великодушие, благоразумие, учтивость, куртуазность, хорошие манеры в обществе, честь, вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном). Как мы видим список добродетелей был существенно расширен по сравнению со списком эпического героя. А классические произведения, написанные в 18 веке, вобрали в себя некоторые признаки и эстетику куртуазной литературы.
Картинка с сайта kudamoscow.ru
Картинка с сайта kudamoscow.ru

Ещё пара статей о литературных типах:

"Лишние люди": кто их выдумал и от чего они страдают

"Маленькие люди" - бессмертный хит русской литературы