Найти тему
ВТБ Страна

Зачем художники копируют друг друга — они что, не могут придумать что-нибудь новенькое?

Гуляя по любому большому музею, вы обязательно заметите, что иногда картины написаны на одну и ту же тему. Это могут быть библейские или евангельские сюжеты, мифологические, исторические и литературные. Зачем художники это делают, они что, не могут придумать что-нибудь новенькое?

«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год
«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год
«Завтрак на траве, по Мане», Пабло Пикассо, 1961 год
«Завтрак на траве, по Мане», Пабло Пикассо, 1961 год

Абстрагируемся от живописи. Зачем нам столько экранизаций, скажем, «Ромео и Джульетты»? Ведь все знают спойлер: «нет повести печальнее на свете». Зачем столько постановок Гамлета? Мы давно знаем, что хеппи-энда не будет. Но фильмы продолжают снимать, и они собирают кассу в кино. И в театры люди продолжают ходить.

Важно осознать: не стоит путать сюжет и композицию. Композиция — размещение героев, предметов, фигур — чего угодно — на полотне (так же как в театре: важно не что, а как презентует режиссер). Обычно художника интересует именно композиция. Так веками работает художественное образование: студентам обозначают тему, они готовят эскизы. Часто тема — это знакомый сюжет. Объяснять зрителю, что происходит на холсте, не задача художника. Он должен предложить актуальное прочтение, переосмыслить известную историю, «найти новую оптику». Придумать композицию.

Есть понятный пример: картины «Воскрешение дочери Иаира» Ильи Репина и Василия Поленова. Оба будущих мастера оканчивали Академию в 1871 году, полотна — результат работы по заданию для студентов. Работа Репина более академична, в ней торжественный «высокий стиль» сильнее жизнелюбивой кисти художника. У Поленова больше быта, чуть ли не жанра — понятно, почему высшую награду взял Илья Ефимович.

«Воскрешение дочери Иаира», Илья Репин, 1871 год
«Воскрешение дочери Иаира», Илья Репин, 1871 год
«Воскрешение дочери Иаира», Василий Поленов, 1871 год
«Воскрешение дочери Иаира», Василий Поленов, 1871 год

Композиции похожи, но уже в них заметно, как по-разному авторы переносят на холст реальность — вернее, в какой реальности видят сюжет. Как Поленов верен натуре, а Репин формирует свой виртуальный мир, в который натуру вписывает.

Если выйти за рамки учебы, с точки зрения художников (режиссеров и актеров тоже), в работе над известным сюжетом есть несколько аспектов. Своей версией ты делаешь, как говорят, «портрет» эпохи. Гамлет 1930-х годов и Гамлет 1950-х, предвоенный и послевоенный герои — это персонажи с разными акцентами, хотя сюжет тот же.

И конечно, популярный сюжет — вызов авторскому воображению, возможность высказаться с незанятой позиции. По разнице в прочтении сюжета удобно сравнивать художников. Репин и Поленов — современники и друзья, оба их холста — типичная русская живопись XIX века. А евангельские сюжеты — сквозные и живучие. Более живучие, чем стили и слава большинства художников.

«Святой Себастьян», Андреа Мантенья, 1480 год
«Святой Себастьян», Андреа Мантенья, 1480 год

Например, есть святой Себастьян — мученик и командир преторианской гвардии позднеримского времени. Себастьяна казнили за христианскую веру, причем дважды — после первой казни он выжил. Это был «расстрел» из луков, в мученика запустили несколько стрел, но они его не убили. Своего «Святого Себастьяна» писали Тициан, Боттичелли, Мантенья, Карраччи — сотни мастеров.

«Святой Себастьян», Аньоло Бронзино, 1533 год
«Святой Себастьян», Аньоло Бронзино, 1533 год
«Святой Себастьян», Анхель Саррага, 1912 год
«Святой Себастьян», Анхель Саррага, 1912 год

В XX веке святой пришел в кино и другие медиа, это универсальный образ — и он давно стал частью культурного кода, а не историей о казни и мученичестве. В 2013 году «Себастьяна» написал российский художник Стас Багс, который начинал со стрит-арта. Так что в расхожих сюжетах есть магнетизм, именно через них можно прочувствовать стиль художника. Например, Стас Багс написал не томного юношу, а смуглый израненный торс с фактурными складками кожи.

«Святой Себастьян», Стас Багс, 2013 год © instagram.com/stasbags
«Святой Себастьян», Стас Багс, 2013 год © instagram.com/stasbags

Так что популярный сюжет — это не криминал, гораздо важнее его решение, и тут уже все зависит от таланта и мастерства художника. Да и зрителю так удобно найти любимого мастера: можно сравнить «Святых Себастьянов» разных художников и выбрать, чье прочтение ближе.

Увидеть вживую работы Эдуарда Мане, Ильи Репина и Пабло Пикассо вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.

Текст: Анастасия Семенович

Материалы по теме: