Найти в Дзене
Скамейка

Высотный Петербург. «Газпром» планирует построить один из самых высоких небоскребов в мире

Оглавление

Строительство нового небоскреба на берегах Невы — без преувеличения самая обсуждаемая новость в Петербурге за последнее время. Гигантская башня, которую в сети уже прозвали сосулей, рогом единорога, шурупом или убежищем Саурона, пожалуй, переплюнула даже новости с полей экономического форума.

Хотя странно, конечно, получилось, что эти два события оказались порознь. Проект, который позиционируется как экономический прорыв для города, представили за рамками главного экономического события города. И это, естественно, породило миллион вопросов. А может, это фейк? Отвлечение внимания? Но от чего? А зачем вообще Петербургу вторая башня, если и первая еще не готова? Кто разрешил портить открыточные виды исторического города современной высоткой? Разбираемся…

Кнопка есть, будем строить матрёшку

Но сначала о том, что уже известно о проекте и что постепенно вырисовывается на горизонте невских берегов. Пока представлен лишь амбициозный концепт. Новая башня высотой в 703 метра и 150 этажей. Для сравнения — это почти в два раза выше уже построенного «Лахта Центра». Небоскреб станет вторым по высоте в мире. Совсем немного уступит лишь дубайскому Бурдж-Халифу. Авторство за британским архитектурным бюро, оно же проектировало и первую высотку.

Официальное представление на этом заканчивается. Более детально проект прокомментировал глава компании Алексей Миллер:

Первый небоскреб по технологии строительства в компании «Газпром» сравнивают с канцелярской кнопкой, которая никогда не упадет. Новый проект — матрёшка. Здание с закрученными спиралями только смотрится как единое целое. На самом деле будет состоять из трех отдельных блоков–цилиндров, нанизанных друг на друга.

Прообразом нового проекта является квазар — астрономический объект. По одной версии — молодые галактики в момент формирования. По второй — некая форма космической энергии, подпитываемая чёрными дырами.

Располагаться будет неподалеку от первого небоскреба, за верфью исторического судостроения «Полтава».

Соотношение общественной и деловой зоны составит 70 на 30. 70 процентов — офисы и деловая часть, 30 — общественные пространства.

Строить небоскрёб планируется теми же силами, что возводили «Лахта Центр». Специалисты накопили опыт и готовы к новому шагу вперед.

«Небесная линия Петербурга»

При этом, «Газпром» планирует не только строительство второго небоскреба, но и поэтапное освоение обширной территории вокруг. По замыслам, в районе Лахты должен вырасти финансовый и деловой центр города, как это реализовано во многих городах Европы. Например, Лондонский Сити в столице Великобритании, Ла-Дефанс в Париже, Порта-Нуова в Милане. Ну или самый ближайший пример — «Москва–Сити». Вспомнили картинку? Вот что-то подобное, возможно, будет и у нас. Только с одним отличием. Столица стоит на холмах и застроена высотками еще с советского периода, там на это никто не обращает внимания. У нас же есть понятие «небесная линия Петербурга», которую описывал академик Лихачёв. Город плоский и был таким с момента своего основания. Горизонтали всегда доминировали над вертикалями.

Этот архитектурный феномен зарождался еще при Николае I, который издал указ о высоте построек не выше здания Зимнего дворца. Конечно, закон просуществовал недолго, но, тем не менее, этого правила на протяжении трех веков старались придерживаться. Любое вторжение в панорамные виды и постройки выше нормы воспринимается в штыки. Поэтому реакция градозащитников и деловых кругов понятна. Они ожидаемо оказались на разных сторонах баррикад. Слово представителям тех и других.

Два лучше, чем один

Дмитрий Гавра, доктор социологических наук, профессор СПБГУ:

С моей точки зрения, консервация статуса города — это не для Петербурга и не для Ленинграда, в том контексте, что Ленинград всегда рассматривался как прорывной город, город технического прогресса в советское время. Почему? Да потому, что концепция полицентризма — это современная концепция для современного мегаполиса. Петербург не Флоренция и не Венеция. Не потому, что мы уступаем по красоте или художественным достоинствам. Мы производящий город! У нас 5 миллионов жителей сейчас, а сколько ежегодно приезжают со всей страны. И понятно, что мы должны получить новую доминанту и новый, современный район. Они помогут развитию города и в логистическом, и в культурном, и в туристическом направлениях. Исторический и современный центры должны комфортно сосуществовать друг с другом. Ведь два всегда лучше, чем один.

Я буду очень рад появлению нового района. Это же не только инвестиции. Это культурные пространства. Вокруг этого центра появятся креативные кластеры, художественные объекты, институты. Там начинает закручиваться спираль новых, увлеченных, молодых и мотивированных людей. Это то, чего не хватало Петербургу, как городу с пожилым населением.

При этом, наш блестящий XIX век никуда не исчезнет. И Медный всадник, и разводные мосты — все останется на своих местах. Но город станет богаче. Есть такая наука биология, которая говорит о том, что побеждает всегда разнообразие, множественность и внутренняя конкуренция. Вот простой вопрос: туристу интересно приезжать в Петербург? Да, безусловно. А туристу интересно гулять по тем же улицам в пятый, шестой раз? У нас должно быть разнообразие. Есть города, которые стагнируют, возьмем Чикаго, например, в США, а есть те, которые развиваются. Мы развивающийся город, мы не стоим на месте.

Это будет не просто финансовый центр, а центр деловой активности. Центр притяжения ресурсов, а значит дорогих рабочих мест и амбициозных молодых людей со всей страны, а, возможно, и со всего мира. Чем больше компаний к нам приходит, тем больше денег у города. Это так работает и никак иначе. Да, Москва никогда не спит, но с появлением нового делового центра у нас есть возможность конкурировать. Наша открытость морю, близость к Европе, создание «умных» рабочих мест, способны обойти столицу по некоторым показателям. Ведь наш город изначально задумывался Петром как вызов старой, боярской Москве. Появление делового квартала — это отличный шанс для развития города

Непонятно зачем!

Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК:

Серьезно к этим всем заявлениям я не отношусь. Да и картинки кажутся какими–то фейковыми, сделанными за пару недель. В этой ситуации, когда и предыдущий небоскреб не введен в эксплуатацию, возникает вопрос: зачем? Уверен, что показать такую картинку нового здания — это не что иное, как попытка отвлечь внимание от самой актуальной сейчас темы, которая тоже связана с «Газпромом», Охтинский мыс. Где не выполняется президентское поручение. К 1 мая компания должна была представить концепцию археологического музея на месте трех древних крепостей. Но ничего не выполнено, а «Газпром» не может дать никаких внятных ответов. Это попытка переключить людей и представителей СМИ на обсуждение других сюжетов и других историй.

Идея спорная еще и потому, что в городе нет таких высотных параметров, а федеральным законодательством теперь запрещено любое отклонение. В истории с «Лахта Центром» таких норм еще не было, поэтому его удалось построить. Сейчас все гораздо жестче. Норма для территории — 40 метров и точка. Это понимает и «Газпром», потому что конкретного места они не указывают. А если бы было место, то мы бы сразу апеллировали к закону и начались бы споры. Пока это картинка в воздухе. А еще мы не видим должной реакции властей города. Они фантазии «Газпрома» не комментируют, а это о многом говорит.

Мы прекрасно понимаем, что если теоретически такой объект появится, то он окажет серьёзнейшее влияние на исторические панорамы. Будет нарушена небесная линия. Уверен, что к борьбе сразу подключится Фонд всемирного наследия ЮНЕСКО. Нам и первый небоскреб все виды портит, а второй в два раза выше. Я очень сомневаюсь, то власти захотят снова наступить на те же грабли и вести споры.

Что касается проекта, то с точки зрения экономического развития города и с точки зрения европейского культурного кода — это абсолютная азиатчина. Да, это может быть интересно в Шанхае, Дубае, но не в Европе, не в Петербурге. У нас другая модель архитектурного развития. И как можно вот этот трехвековой культурный код в раз переключить? А главное — зачем? Нам нужно вкладывать деньги в развитие исторического центра, в реставрацию и сохранение памятников и исторических зданий. Этот проект для другой реальности, он не подходит под нашу действительность

Ждём

Тем не менее, заявление компанией «Газпром» сделано. Проект обсуждается. Пока в кулуарах и социальных сетях. Будем ждать реакции городских властей (если она, конечно, вообще будет), и надеяться, что в вопросе сохранения или развития найдется компромисс.

Материал на нашем сайте: Высотный Петербург. «Газпром» планирует построить один из самых высоких небоскребов в мире

Автор: Алексей Бахарев
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка