Найти тему

ТОП-7 ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ В БИЗНЕСЕ

Оглавление

Материал написан для блога «Помощник финансиста».

Любой собственник бизнеса должен уметь разбираться в финансовой составляющей своей организации и контролировать бизнес-показатели, отражающие эффективность принимаемых решений. Так, можно вовремя отследить критические состояния и поддерживать стабильный рост компании.

Для каждой отрасли определяющие показатели могут быть разными, но мы выделим 7 универсальных показателей, которые любая организация должна контролировать в финансах.

1. Валовая прибыль.

Первый универсальный показатель, который поможет понять, что происходит с вашей компанией, – валовая прибыль. Формула валовой прибыли выглядит следующим образом:

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость

Исходя из формулы, можно понять, что данный показатель является одним из индикаторов уровня рентабельности. Чем больше организация получает валовой прибыли, тем выше эффективность и больше чистой прибыли. Чтобы всегда быть в курсе, сколько денежных средств есть у организации, лучшим вариантом будет автоматизировать расчет валовой прибыли. Это позволяют сделать автоматизированные системы управленческого учета. Так, вы в любой момент сможете отслеживать показатель валовой прибыли в реальном времени и принимать бизнес-решения, основываясь на значении показателя.

2. EBITDA.

Данный показатель расшифровывается как Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, что в переводе значит прибыль до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации по основным нематериальным активам. EBITDA показывает реальную прибыль компании без учета факторов, которые не относятся к операционной деятельности. Формула имеет следующий вид:

EBITDA = Чистая прибыль (убыток) + Прочее + Текущий налог на прибыль + Проценты к уплате + Амортизация

Контроль показателя важен для определения кредитоспособности предприятия, но это не все. Он позволяет собственнику решить, стоит ли запускать новый продукт, а инвестору быстро сравнить деятельность компаний из одной отрасли.

EBITDA не отражается в бухгалтерской отчетности, однако продвинутые системы управленческого учета позволяют рассчитывать его в реальном времени и держать “руку на пульсе”.

3. Рентабельность.

Показатель рентабельности также отражает эффективность работы организации на основе использования ресурсной базы: денежные средства, сырье, кадровый потенциал и другие материальные и нематериальные активы. Систематически отслеживая данный показатель, можно отслеживать слабые места в организации и быстро предпринять меры по корректировке дальнейшей финансовой деятельности.

Некоторые системы управленческого учета позволяют отслеживать коэффициент рентабельности как по организации в целом, так и по отдельному проекту, отделу, товару и так далее. Так, например, в сервисе Финансист можно рассчитать коэффициент рентабельности продаж (ROS) по следующей формуле:

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж / Выручка) * 100%

4. Операционная прибыль.

Показатель отражает прибыль от основной (операционный) деятельности организации. Формула имеет следующий вид:

Операционная прибыль = Выручка – Себестоимость – Коммерческие расходы – Управленческие расходы

Из формулы видно, что операционная прибыль отражает доход организации без учета налоговых платежей и платежей по различным обязательствам. Далее, исходя из величины операционной прибыли, собственник бизнеса сможет принимать решение о развитии организации. А в случае, если денежных средств недостаточно, размер операционный прибыли также «скажет» об этом, и тогда необходимо будет привлекать внешнее финансирование (инвестиции, кредит и прочее).

5. Чистая прибыль.

Данный показатель является конечным финансовым результатом деятельности организации. Чистая прибыль – это балансовая прибыль организации после уплаты всех налогов, процентов и отчислений на амортизацию. Сумма чистой выручки идет на уплату дивидендов (если это предусмотрено в организации), либо остается в организации и отражается в бухгалтерском балансе по строке «Нераспределенная прибыль». Чистая прибыль является важным показателем, потому что на него обращают внимание

  1. держатели акций (чем выше прибыль, тем выше дивиденды),
  2. контрагенты (говорит о платежеспособности и возможности расплатиться по своим обязательствам),
  3. кредиторы (возможность получить дополнительное финансирование и расплатиться по своим обязательствам),
  4. инвесторы (получить дополнительное финансирование),
  5. сотрудникам организации (дальнейшее развитие, размер премирования и прочее).

6. Точка безубыточности.

Данный показатель, как и EBITDA, не является стандартным показателем, и в бухгалтерском отчете вы его не найдете. Точка безубыточности – это объем продаж, при котором прибыль организации равна нулю. Другими словами, это минимальная сумма, которой должен быть равен доход за вычетом процентов и налогов, чтобы организация отработала в ноль. Точка безубыточности поможет компании:

  1. определить минимальную цену единицы товара, ниже которой опускать не следует;
  2. определить объем производства, при котором организация станет рентабельной;
  3. определить минимальный объем продукции на организации.

7. Маржа и маржинальность.

Часто эти показатели называют идентичными, но это не так. Маржа показывает прибыль в денежном эквиваленте, а маржинальность – в процентах. Показатели имеют следующие формулы:

Маржа = Выручка – Себестоимость;

Маржинальность = (Выручка – Себестоимость) / Выручка * 100%

Для компаний, занимающихся товарным бизнесом, будет важно отслеживать показатели маржи и маржинальности по каждой номенклатуре отдельно. Это поможет выявить самые маржинальные товары и принимать решения, основываясь на фактических данных. Безусловно, рассчет маржинальности каждой номенклатуры - это трата огромных ресурсов, если использовать Excel. Но современные системы управленческого учета позволяют делать это автоматически без использования человеческого труда и, как следствие, без ошибок в расчетах.

Также можно облачные сервисы позволяют контролировать показатель по по проектам, организациям, контрагентам, видам, группам номенклатуры или в рамках целой организации.

Итак, контролируя хотя бы эти 7 показателей, компания может эффективно управлять своими финансами, проще принимать важные бизнес-решения, что, несомненно, приводит к увеличению прибыли. А чтобы всегда “держать руку на пульсе” и безошибочно рассчитывать эти показатели, рынок предлагает автоматизированные системы управленческого учета. Например, сервис Финансист, который позволяет в режиме онлайн рассчитывать более 300 показателей для всех типов бизнеса и строить полноценные отчеты Cashfloy и PnL, интегрируясь с такими решениями, как 1С, Bitrix и iiko.

Для читателей нашего канала мы дарим 7 дней пробного периода в подарок!