Материал для статьи взят из открытых источников и официальных сайтов Тульского КБ и Турецкого МО
Думаю все, кто кликнул на эту статью, так или иначе, следили за вновь вспыхнувшим Карабахским конфликтом. В нём, по крайней мере, благодаря открытой информации, можно ясно увидеть разность технического уровня двух сторон и разный выбор тактики: оборонительной и наступательной.
Самыми медийными очень быстро успели стать беспилотники турецкого производства Bayraktar TB2, применяемые азербайджанской стороной. Судя по многочисленным видео, они почти беспрепятственно поражали все наземные объекты не только на фронте, но и в тылу. Апогеем стало поражение современных российских образцов ПВО и РЭБ, стоящих на вооружении армии НКР, что нанесло огромный ущерб имиджу российского вооружения.
Конечно, люди тут же стали возмущаться, почему это хваленые и не имеющие «аналогов в мире» средства ПВО на которые делает ставу наша страна, не способны выполнять свои функции. Ситуация тут двоякая, но вот, что могу сказать точно – какая бы ни была реальность, куда важнее людям победоносная пропагандистская картинка. Но обо всем по порядку.
В конце 90-х Турция очень хотела пополнить список стран имеющих на вооружении ударные БПЛА. К тому моменту весьма ограниченное количество государств имело такие технологии, хотя история беспилотной летательной авиации уже насчитывала почти сто лет, подробнее об этом вы можете почитать в моей статье тут. Конечно, ни одна страна не хотела делиться своими технологиями и все, что получили турки, это поставку нескольких беспилотников из США. И тут туркам улыбается удача.
Ещё совсем молодой 26 летний Сельджук Байрактар, только закончивший один из университетов США по технической специальности, неожиданно сам пришел в турецкое правительство с предложением сделать отечественный турецкий БПЛА, попросив финансирование. Однако, всерьез эту идею никто не воспринял. Но тут снова туркам везет.
У молодого и предприимчивого Байрактара оказались непростые родители и отец смог свести его с нужными людьми, которые были заинтересованы в таких разработках. Был дан зеленый свет.
В 2014 году появился первый прототип будущего «триумфатора» на земле, а в течении все того же года он смог подняться в воздух и начать испытывать номенклатуру вооружения. Чтобы сразу остудить пыл «байракторофилов» следует уточнить, что по сути и тогда, и сейчас он представляет из себя планер, сделает из углепластика для облегчения массы и в плане представительства среди БПЛА не имеет конструкторских инновационных решений. Толкающий мотор в 100 лошадиных сил и объемом в 1,2 литра, а также запас бензина позволяет ему находиться в воздухе при комфортной погоде и определенных условиях эксплуатации до суток, что очень неплохой показатель. Общая длина 12 метров.
Конечно, обещания создать отечественный БПЛА сегодня вызывают улыбку – все основные и самые технически сложные компоненты покупаются у Канады, США, Великобритании, Германии. Сегодня со многими европейскими державами у Турции откровенно напряженные отношения и она в любой момент может лишиться тех или иных комплектующих, поэтому обещает заменить все отечественными аналогами, но пока всё так, как на фото.
Из действительно продвинутых средств этого беспилотника можно назвать канадский оптико-электронный комплекс высокой четкости, способный в любое время суток и погоду, в инфракрасном или ночном режиме отслеживать и распознавать сразу множество различных целей. Дополнительной возможностью является захват и сопровождение цени, в том числе и воздушной.
Управляет беспилотником сразу три человека, сидящие в специальном трейлере, который можно перемещать на автомобиле. Делятся люди на командира, наводчик и пилота. Одновременно такая группа может управлять и двумя и даже тремя беспилотниками.
Дальность работы беспилотника до 150 км (предполагается увеличить до 200 с лишним). Одновременно беспилотник может быть разведчиком и ударным, нас интересует именно второе.
Номенклатура вооружения у него следующая:
160мм ракета UMTAS весом в 60 кг, является ракетой ПТУР с возможностью фугасного или кумулятивного действия, запускается до 8 км.
160мм управляемая бомба МАМ-L весом в 23 кг, дальнейшее совершенствование предыдущего варианта со снижением веса и сохранением характеристик. Вариантов подрыва два – контактный и воздушный (в осколочном типе).
70мм управляемая бомба MAM-C весом в 6,5 кг, для поражения небольших целей. Отклонение от цели максимум в 2 метра.
Всего Bayraktar может нести 4 ракеты или такое же количество бомб, время нахождение в воздухе при полной загрузке при этом сокращается до 12 часов.
В Карабахском конфликте главным противником для него стали советские/российские комплексы ПВО, самыми современными из которых можно считать «Панцирь – С1» и «Тор». Слово современный к ним применимо с натяжкой, разработка панциря велась ещё в СССР, а принят на вооружение он был аж в 1994 году.
Понятно, что за рубеж поставлялись ещё более «обрезанные» версии, так что сегодня эффективность первых моделей под сомнением – их помехозащищенность в отличии от модификации «Панцирь-СМ» очень низкая (ПФАР, а не АФАР) и работает на одних и тех же частотах. А это очень важный показатель, ведь по опыту Сирии хорошо видно, что вместе с БПЛА, которые могут использоваться не только по одному, но и тактикой «роя», применялись и РЭБ «Кoral» и «Redet EW».
Однако, как показывает практика в умелых руках даже эти старички дают жару, в Ливии только подтвержденных случаев сбития БПЛА за три месяца из таких комплексов было порядка 10 (ещё несколько другими комплексами).
Как так случилось, что панцири НКР оказались уничтожены? На самом деле, все слова о том, что беспилотники вот вот заменят самолеты и человека в нем, беспочвенны – даже в Карабахе часто байрактары подсвечивали цель, а уничтожали их уже «Су-25». К тому же дальность полета до 150 км, низкая скорость и большие размеры делает его легкой добычей даже для штурмовика. К тому же у НКР не было эшаланированной системы ПВО малого, среднего и большого радиуса, по имеющимся данным комплексы не перекрывали фронт, а только основные участки, оставляя слепые зоны.
Отдельного вопроса заслуживает обучение операторов таких комплексов – это не просто нажать на кнопку и сбить цель, это работа с радаром, умением распознать цель и бороться с помехами и множество других тонкостей, которые не смогли продемонстрировать военнослужащие НКР.
Недавно в своей рекламной кампании турки продемонстрировали как уничтожали такие комплексы, отвлекая их ложными целями в виде беспилотных «АН-2» , выполнявших роль камикадзе. Отличная реклама, но в реальном столкновении именно с российской ПВО беспилотники быстро потеряют былое величие и моментально окажутся на земле либо посаженными в целости, либо в хлам.
Боюсь, что такое столкновение вполне возможно – недавно Украина закупила 12 таких беспилотников и вполне может применить их на Донбассе, где несомненно есть российские расчеты ПВО.
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
История развития беспилотников: от воздушного змея до бога войны (ЧАСТЬ I)
Что говорил Бжезинский об Украине и России?
Почему арабы проигрывают войны?