"Ах, верная рука, спаси ты дурака"
Роман Ужасов: В середине восьмидесятых, снятый за 20 лет до того приключенческий фильм про меткого стрелка Шурхенда - Верную Руку, вышел в повторный прокат и снова после 1969 года сорвал куш. Я и сам ходил не помню уже сколько раз и зал непременно был почти полон. Ещё бы! Там же за один сеанс можно было увидеть все штампы и клише находки и классические ходы вестерна. Ограбление поезда, драка в салуне, поиски золотого прииска, карты, деньги, мустанги, перья и томагавки. А главное - индейцы! Ох и колоритно в этом фильме было показано племя команчей (за достоверность не поручусь). А как мы переживали за гибель Ту-Вана, сына вождя, отправившегося искать правды у бледнолицых!
Симпатии авторов, безусловно, на стороне коренного населения Америки, которое и по сей день вынуждено жить в фактической резервации на собственной территории
Из статьи, посвященной этому фильму в журнале «Спутник кинозрителя» (№ 5 за 1985 год).
Подобное смещение действия с героического освоения фронтира на тяготы коренных жителей Америки, позволило некоторым киноведам даже выделить специфический поджанр - «Красный вестерн», имевший популярность в странах тогдашнего социалистического лагеря. Хотя в этом фильме, югославским индейцам по мере сил помогали кинематографисты из капиталистической Западной Германии.
Albert Magnus: В моём детстве ГДР-овские вестерны с непременным Гойко Митичем в главной роли почему-то прошли мимо меня, хотя старшие друзья взахлёб пересказывали содержание тех лент, наряду с "Легендой о динозавре" и пр. Где они умудрялись их посмотреть! Может сказывалось то, что ближайший от моего дома кинотеатр был относительно крупным и широкоформатным и потому крутили там в основном новое кино, а вышеназванный репертуар был уделом киноклубов, что находились на других концах города... Не знаю! И в результате все аллюзии в детской кинокартине про Витю Глушакова, вышедшей на экраны летом 1984 года, от меня были страшно далеки.
А когда через год я посмотрел "Верную руку - друга индейцев" (с пылом, с жаром неофита, и конечно несколько раз) у меня естественно и мысли не возникло, что название "Витя Глушаков - друг апачей" - это прямой намёк на фильм про честного и справедливого Шурхэнда. Хотя это скорее кинематографические междусобойчики от тех, кто видел этот вестерн ещё в конце 1960-х. Мои ровесники точно не из их числа были.
Что касается сочувственного отношения к индейцам в киносюжетах, в этом была отличительная черта большинства европейских вестернов (а не только производства ГДР). И правильно, это ж чистая экзотика и чего нам с краснокожими делить! В то время как для США фронтир и Дикий Запад - это часть национальной мифологии и культуры, со всеми кровавыми издержками. Другой истории нет, извиняйте!
А любимые в СССР книги Фенимора Купера, писателя первой половины 19 веке - это по сути и не вестерны ещё, просто потому что действие в его "индейских" романах происходило не в современности, а в прошлом для него веке, в эпоху противостояния Англии и Франции на совероамериканском контитенте, в которое коренное население правдами и неправдами вовлекалось.
Между прочим, вся эта ГДР-овская "индиана" или, иначе говоря, "красный вестерн", на самом деле явился ответом не на идеологически чуждую голливудскую продукцию, а той же "Верной Руке" - одной из множества приключенческих лент, созданных западногерманскими киношниками в 1960-е годы. Главным образом про Виннету и переселенца из Германии по прозвищу Олд Шурхэнд (Old Surehand), что в русском переводе и стало Верной Рукой (а друг индейцев - это такой бонус). Все они были сняты по мотивам произведений Карла Фридриха Мая (1842-1912) - культового у себя на родине писателя (и авантюриста по жизни).
И что же смущало восточных немцев? Да сущая безделица! Оказалось, что Гитлер признавался в юношейской любви к творчеству этого беллетриста. И якобы этого хватило, чтоб после Второй Мировой войны книги последнего угодили в чёрный список ГДР. А уже в СССР запрет поддержали из солидарности, так что Карл Май у нас был практически неизвестен вплоть до 1990х (когда его вдруг начали массово переводить и издавать наряду с Буссенаром и пр.). Что не мешало, впрочем, отдельным киновестернам по его мотивам (помимо сабжа это "Виннету" и "Среди коршунов") попадать в советский прокат. И они пользовались не меньшей популярностью, чем картины с Гойко Митичем. А ведь работникам студии ДЕФА этот актёр приглянулся в в массовке одной из тех самых ФРГ-шных лент про вождя апачей (чьим другом был не только Шурхэнд, но и Витя Глушаков). Как известно, эти фильмы снимались совместно с кинематографистами Югославии, притом в тамошних "прериях".
Р.У.: События картины за много лет основательно подзабылись, но воспоминания оставались самыми тёплыми и, пересматривая фильм, я надеялся как следует поностальгировать, но, немного не задалось. Те сцены, что очень веселили когда-то или заставляли переживать, как-то стушевались, иногда было откровенно скучно, особенно, когда в кадре выясняли отношения искатели приключений на свою бледную пятую точку, а индейцы долго не появлялись.
А. М. Я к "ковбойцам" антипатии набраться не успел и с интересом наблюдал за похождениями разношерстной компании понаехавших из старушки Европы. Подобное отношение сохранилось и к выходу "Человека с бульвара Капуцинов" (1987), а позже и к "Великолепной семёрке". Про шедевры Серджо Леоне и не говорю. Хотя симпатию к индейцам я тоже сохранил, но скорей благодаря когда-то регулярным репортажам об отважном Леонардо Пэлтиере - борце за права коренного населения Америки, приговорённом к пожизненному заключению по сфабрикованному обвинению...
Р. У.: Плюсов всё-таки обнаружилось немало. Цвета у картины по-хорошему сочные, сцены в индейском племени яркие и даже ковбой-пенсионер Стюарт Грейджнер не сильно портит впечатление. Тем более у него имеется забавный трусоватый приятель, отвечающий за "семейные ценности". Его знаменитую фразу про «змеиный супчик» помнят почти все, кому за сорок.
Вот каскадёрская работа несколько подкачала, во многих советских фильмах (да в тех же «Неуловимых») трюки были исполнены качественней. Но зато уж если наши начинали «играть индейскую жизнь», конечный результат для меня выглядел печально, как в ужасающих "Следопыте" и "Зверобое".
А. М.: Что касается меня (а ведь за неимением большего "Друг индейцев" стал моим любимым вестерном детства), я к недавнему перегляду спустя 36 лет ничего особенного и не ждал, так что обманут не был. Ну конечно же это простенький боевичок с водевильно-комедийным оттенком - а что-то иное разве смогло бы привлечь детвору (и массовой публику в целом, как 1960-е, так и в 1980-е годы). На то и был расчет, прямо скажем, коммерческий, при очевидной малобюжетности (прям в духе Роджера Кормана).
На лицо самый что ни на есть конвейер, когда фильмы буквально клепали один за другим. И этот сняли всего за 3 месяца, используя наработки и даже декорации из предыдущих работ. Даже травмы были из-за спешки. Правда, продолжения "банкета" не последовало, хотя в оригинальном названии прямо было указано: "Часть 1". Поэтому можно обратиться и к другой шедшей в СССР ленте "Среди коршунов", снятой за год до того с теми актерами в роли Шурхенда и Виннету.
Кстати, стало ясно почему влюбленная парочка Юдит и Тоби (от Тобиас) носит немецкие имена - а как же иначе, если литературный Шурхенд родом из Германии. Но при этом играли их вовсе не немцы, а итальянцы, которых дублировали затем на дойче. Явно с целью привлечь зарубежного зрителя.
А ещё приятной неожиданностью было узнать в том парне тогда ещё совсем молодого актёра Марио Джиротти, более известного под псевдонимом Теренс Хилл. В 1970-80-е в дуэте с толстяком Бадом Спенсером он снялся во множестве комедий, в том числе в жанре вестерн, которые мне часто попадались в 90-е годы. Тесен мир!
4/5 общая оценка от kin0guru
(c) Альберт Магнус и Роман Ужасов специально для kin0guru
#совместные обзоры от kin0guru #лидеры советского кинопроката