Найти тему
Спорт Рупор

В чем секрет популярности гравийного велосипеда?

Оглавление

Сегодня я расскажу вам о том, почему же гравийный велосипед так популярен.

Велосипедный рынок в период пандемии поменялся радикально, я часто говорил об этом в своих предыдущих роликах. Мы увидели три серьезные стадии, начиная от дикого спроса в 2020 году и заканчивая безумным дефицитом компонентов, а как следствие и велосипедов в 2021 году.

Но до этого темного пандеймийного времени велосипедный рынок переживал не лучшие времена. Спрос на велосипеды с каждым годом становился все ниже и ниже, как следствие, ничего нового не появлялось. Но, на самом деле, были велосипедные категории, которые тащили на себе все развитие индустрии и росли как никакие другие, и их всего две:

  1. Первая категория - это электробайки. По сути, это отдельное новое направление велосипедной индустрии. Можно заметить, что обособленность этой категории видно невооруженным взглядом, это можно заметить даже по сравнительно небольшим просмотрам роликов про электровелосипеды на моем канале.
  2. Вторая категория, которая развивалась и до пандемии как грибы, и продолжает свое развитие и сейчас – это гравийные велосипеды.

И так, что же такое гравийный велосипед? Это один из видов шоссейных велосипедов, который наибольшим образом, вместе с циклокроссом, приближен к Маунтин Байк категории. Он создан, по моему мнению, для 2 типов велосипедистов:

  1. Для шоссейных велосипедистов, которые хотят расширить географию приключений, подключив пересечённую местность
  2. Для кросс-кантри велосипедистов, которые хотят удлинить расстояние прохождения дистанции за счёт скорости и комфорта.

И прежде чем мы перейдем к разбору его популярности, давайте пробежимся по основным отличительным техническим особенностям гравийника, чтобы максимально точно понять секрет успеха:

  1. Геометрия рамы
  2. Колеса
  3. Дополнительные элементы

Геометрия рамы

Конечно, можно начать расписывать какие-то теоретические штуки, которые потребуют вас вспомнить школьную программу геометрии, но я могу предложить вам более наглядный способ представления: возьмём классический горный шоссер и гравийный шоссер, а затем приложим два велосипеда друг к другу. Возьмём шоссер Merida Scultura и гравийник Merida Silex.

Merida Scultura (шоссер)
Merida Scultura (шоссер)
Merida Silex (гравийник)
Merida Silex (гравийник)

Их я выбрал по двум причинам: первая - у Merida Silex самая мягкая посадка, а соответственно, и геометрия велосипеда, которая радикально отличается от классического горного шоссера, вроде Scultura. Проще всего можно увидеть разницу геометрии именно у этих типов велосипедов. А второе – то, что я нашел прекрасные картинки у Merida, и мне не нужно ничего изобретать :).

И так, что мы здесь видим? На первый взгляд, они не очень сильно отличаются друг от друга, но здесь есть 3 аспекта:

1. Длина колесной базы. У шоссера, база короче, чтобы езда была более динамичная. У гравийника база гораздо длинее, и это необходимо для наката и стабильности.

-4

2. Угол наклона рулевой. У шоссера угол очень острый, чтобы получить больше управляемости в ущерб комфорта. У гравийника наоборот, менее острый угол, чтобы получить больше комфорта. Но управляемость на гравийниках обычно компенсируется шириной руля.

-5

3. Длина рамы. У шоссера рама немного длинее и намного ниже. Это нужно для того, чтобы растянуть велосипедиста, чтобы он сидел в аэродинамичной посадке. В гравийнике посадка более вертикальная, что создаёт дополнительный комфорт.

-6

Колёса

Слева гравийник, справа шоссер
Слева гравийник, справа шоссер

Ну здесь все сразу бросается в глаза. На гравийном велосипеде покрышки сильно толще. Смотрите: классический горный шоссер комплектуется покрышками толщиной либо 23, либо 25, либо 28 миллиметров. Все шоссеры, которые при покупке имеют ширину 30 или 32 – это Эндуранс шоссеры, а не классические горняки. Гравийный велосипед имеет покрышку от 35 мм в базе и иногда доходит до значений мтб кросс-кантри в 2 дюйма, а это, на минуточку, 48 мм. Такие покрышки дают два плюса и один минус. Вы однозначно получаете больше мягкости и комфорта, но у вас немного забирают в скорости. Правда, почувствовать вы это сможете только на идеально ровном асфальте. Ну например, если на классическом горном шоссере по плоскости вы можете ехать 30 км/ч, то на гравийнике это значение будет около 28 км/ч.

Дополнительные элементы

По сути, все дополнительные элементы в гравийных велосипедах вертятся вокруг двух категорий:

  1. Амортизация
  2. Хранение

Начнем с амортизации. Поскольку это все же шоссейный велосипед, и нельзя это никогда забывать, он все равно довольно собранный и жесткий. Это сделано в угоду скоростных качеств велосипеда. Но не всем такая жесткость нужна, а скажем прямо, наоборот, от гравийного велосипеда хотят мягкости, поэтому инженеры разных компаний придумывают разного рода технологии по смягчению ударов:

а. Одной из самых понятных технологий является Future Shock от компании Specialized. В чем суть технологии, это маленький амортизатор с ходом в 20мм, который спрятан в рулевую колонку 2 велосипедов: Specialized Roubaix – это эндуранс шоссер и Specialized Diverge – это гравийный шоссер. Этого вполне, чтобы улучшить подконтрольность байка на более сильных неровностях.

Future Shock от компании Specialized
Future Shock от компании Specialized

б. Еще одна достаточно известная технология - это Kingpin Suspension от компании Cannondale. Суть заключается в шарнире, который соединяет верхние перья с подседельной трубой. И получается, что гибкость карбона амортизирует неровности при ударе в заднее колесо.

Kingpin Suspension от компании Cannondale
Kingpin Suspension от компании Cannondale

2. Вторым, практически обязательным дополнительным элементом гравийника является хранение. О да, это байк создан для приключений, иногда длиной в 200 км и вам нужно место, куда положить ваш походный чайник, палатку и так далее. И в таких байках много, ОЧЕНЬ много отверстий, куда можно прицепить багажники, сумки, флягодержатели, крылья. В общем, на любой вкус, цвет и карман.

Типичное хранение на гравийнике
Типичное хранение на гравийнике

Основными представителями в мире гравийной категории являются следующие игроки:

  1. Merida Silex
  2. Specialized Diverge
  3. Cannondale Topstone
  4. Trek Checkpoint
  5. Canyon Grizl
  6. Giant Revolt

Из этого списка особенно отмечу Merida Silex, который в России просто народный гравийный велосипед за счёт его комфортной геометрии и низкой цены. Specialized Diverge и Cannondale Topstone разделяют корону самого крутого по всем фронтам гравийного велосипеда и Canyon Grizl - новинка от немецкого бренда, который вышел в этом году и продался за 14 часов.

И все же, почему гравийники так популярны?

На самом деле, ответ на этот вопрос кроется больше в мировой практике, чем в Российской. В Европе и Америке, есть очень много грунтовых дорог, которые соединяют населенные пункты или природные объекты в объезд основных автомагистралей. Многие страны вообще имеют разветвленную сеть велодорожек, например как Германия и Австрия. Так вот, на таких дорожках катаются либо на Кросс-кантри МТБ, если расстояния небольшие, либо на шоссерах, если участки асфальтрованные, либо на городских велосипеды, если не очень важна скорость. Но зачем все эти 3 велосипеда, когда можно сделать 1 и передвигаться на бОльшие расстояния, вне зависимости от того, что под колесами? Ответом на этот вопрос стал гравийный велосипед. То есть, в рамках, например, Европы - это более чем актуально, и это реально крутой велосипед для удовольствия и передвижения.

Но а что в России? Могу сказать на своем примере. У меня есть дача, где все довольно хорошо с велосипедными маршрутами, там имеются и достаточно хорошие участки с хорошим асфальтом, с небольшим количеством машин, есть и очень много пересеченки и я легко накатываю 70-80 за заезд. Но вот гравийник сюда не вписывается. Просто потому, что пересеченка очень часто размыта и в слякоти, существует много участков где надо активно маневрировать рулем, а на гравийнике это сложнее, чем на кросс-кантри. И вот как бы я не пытался дать шанс гравийникам, кросс-кантри с ходом в 100мм ничего не заменит. Но надо сказать, что не стоит расстраиваться: велопутешествия никто не отменял. Если говорить о длительных расстояниях, то гравийник - это именно то, что нужно. Поэтому вердикт такой: если вы хотите кататься на длинные расстояния со смешанному ландшафту, но не по дикому бездорожью, то гравийник - ваш выбор. Если вы знаете, что по вашему пути малопроходимые участки, то гравийник вам, увы, не пройдет.

Я уже готов читать ваши комментарии а-ля: «ты что, как ты посмел поднять руку на гравийник? За гравийник и двор...»

Ребят, вы все прекрасно знаете, что каждый ролик, каждая статья Спорт Рупора делится на 2 части: 1-ая это само видео, а 2-ая – это крутые баталии, которые мы устраиваем в комментах.

Жду вашего мнения на счёт гравийных велосипедов, подписывайтесь на канал здесь, в Дзене, так же советую заглянуть на мой ютуб, там вы найдете видеоверсию данной статьи:

Так же советую почитать:

Зачем нужна амортизация на велосипеде?