Три последние сонаты Бетховена, относятся к позднему периоду творчества композитора, отмеченному загадочностью содержания, необычностью форм и предельной сложностью музыкального языка. Эти очень разные сонаты объединяет еще и то, что почти все они сочинялись в расчете на виртуозные и выразительные возможности фортепиано нового типа — шестиоктавного концертного рояля. Соната для фортепиано №30 E-dur, Opus 109 В сонате Opus 109 Бетховен возвращается, после огромной Hammerklavier Op. 106, к более камерному масштабу и характеру музыки. Соната посвящена Максимилиане Брентано, дочери старого друга Бетховена Антонии Брентано, для которой он уже сочинил в 1812 году короткое фортепианное трио WoO 39. С музыкальной точки зрения, произведение характеризуется весьма свободным подходом к традиционной сонатной форме. Важнейшим центром произведения является третья часть, цикл вариаций, в которых тема претерпевает разнообразные и оригинальные трансформации. В сонате 3 части: Соната для фортепиано №31