Он был фантастически похож на своего великого прадеда.
Несколько лет назад в Москве, в сквере на пересечении улиц Маршала Тухачевского и Народного Ополчения стоял памятник Пушкину – ажурный профиль из железа. Табличка на камне неподалеку, на газоне, напоминала, что сквер был заложен в честь 200-летия поэта. Памятные знаки были установлены именно здесь, потому что напротив, в доме 19 по улице Маршала Тухачевского, в 1981-1997 году жил правнук поэта Григорий Григорьевич Пушкин. О том, как прямой потомок Пушкина хранил его память, рассказала исследователь пушкинской родословной, автор книг о Пушкине и его окружении, Лариса Черкашина.
Ладони Ганнибала
Все началось в 1983 году, когда Лариса Андреевна увидела в газете маленькую заметку о том, что правнуку Пушкина исполняется 70 лет.
– Григорий Григорьевич был фантастически похож на своего великого прадеда, не только лицо, но и руки – ганнибаловские, с желтыми ладонями и темной полосой, - вспоминает Лариса Андреевна. – В начале 1980-х он с семьей въехал в квартиру на Тухачевского, которую выделил Моссовет.
Скромная«трешка» в типовой блочной девятиэтажке была настоящим музеем. На стенах - портреты деда - Александра Александровича Пушкина в генеральском мундире и прабабушки Натальи Николаевны, ее Григорий Григорьевич очень почитал.
В углу у окна -на мраморной круглой колонне под малахит бронзовые, с позолотой, часы с росписями лицеистов, «однокашников» его отца, выпускника Императорского Александровского лицея. На них – статуэтка «Пушкин в лицейском саду» скульптора Роберта Баха, он сам подарил ее внуку поэта Григорию Александровичу Пушкину.
«Перевернутый» дедушка
Григория Григорьевича разделяли с основоположником русской поэзии всего два поколения. Его отец - Григорий Александрович – внук поэта, а дед, генерал Александр Александрович Пушкина - старший сын Александра Сергеевича.
- Григорий родился в 1913 году в Нарве. Когда началась Империалистическая война – потом ее назовут Первой мировой – отец ушел на фронт, а мать с детьми перебралась в Лопасню- нынешний город Чехов, в имение Гончаровых – племянниц Натальи Николаевны, жены Пушкина. Когда я спросила Григория Григорьевича, видел ли он своего деда – Александра Александровича, он пошутил, - да, но только в перевернутом виде. В шестимесячном возрасте Григория возили в Москву показывать деду-генералу - тот держал младенца на руках.
Шуба для братьев Вайнеров
После семилетки Григорий закончил сельскохозяйственный техникум, отделение зоотехники. Работал во Всесоюзном НИИ животноводства, в микробиологической лаборатории. В1934 году был призван в армию. Вернувшись, поступил в МУР - Московский уголовный розыск, стал оперативником по Октябрьскому району Москвы. Одно из дел, которые вел лейтенант милиции Пушкин -о краже шуб из гардероба по чужому номерку - использовали братья Вайнеры в романе «Эра милосердия», по которому был снят фильм «Место встречи изменить нельзя».
В плену у Пушкина
В 1939 году Григорий Григорьевич участвовал в Финской войне. В 1941-м ушёл на Отечественную.
- В начале войны он воевал в партизанском отряде. Был разведчиком. В конце сентября под Москвой, недалеко от Дорохова, они взяли в плен немца, который ехал на подводе. Тот был навеселе, не сразу понял, что произошло, и стал рассказывать, что знает и любит Россию, учил в университете русский язык, читал «Евгения Онегина». Партизаны засмеялись и говорят: «Так тебя Пушкин и взял в плен!» Возничий отвечает: «Не может быть! Всех Пушкиных расстреляли в революцию или сослали, они же дворяне!». Они ему – «Нет, не всех!»
В общем, отпустил боец Пушкин этого немца. А без малого через четверть века, в 1965 году, на встрече в Центральном доме литераторов, посвященной 20-летию Победы, к Григорию Григорьевичу подошел переводчик и сказал, что его разыскивает какой-то человек из Германии. Оказалось, что это сын Карла Мюллера, того самого пленного возничего.
В 1944 году фамилия помогла спасти жизнь самого Григория Григорьевича. Во время Корсунь-Шевченковской операции шли кровопролитные бои. Один из командиров части, где служил Григорий Григорьевич, узнав, что он прямой потомок Пушкина, разволновался: чего ты здесь, тебя же убьют! – и отправил с поручением в тыл.
«Я просто правнук, не поэт»
После войны Григорий Пушкин вернулся в МУР, потом работал печатником в издательстве «Правда». Выйдя на пенсию, полностью посвятил себя сохранению творческого наследия и памяти прадеда.
В одной из книг о юности Александра Сергеевича есть рисунок. На нем изображен поэт-лицеист – некрасивый, с бакенбардами, волосы растрепаны. У Григория Григорьевича этот рисунок вызывал возражения: ну какие могут быть бакенбарды у мальчишки-лицеиста? И своею рукой подписал: «Я с этим не согласен, мой прадед был прекрасен».
Как известно, Александр Сергеевич запретил своим потомкам писать стихи. На вопрос: «А вы стихи не пишете?» Григорий Григорьевич обычно отвечал двустишьем:
Я просто правнук, не поэт.
Писать стихов таланта нет.
Каждый год, 10 февраля в квартире на Тухачевского отмечался день Александра Сергеевича. Правнук ставил стопку водки перед портретом прадеда и накрывал ее кусочком черного хлеба.
100 долларов за чернильницу
В начале 90-х, после смерти жены и сына, Григорий Григорьевич оказался в трудной финансовой ситуации, пенсии не хватало. Он хотел продать некоторые предметы из своей коллекции.
- Как-то Григорий Григорьевич дал мне бронзовую чернильницу, которая принадлежала Марии Гартунг, старшей дочери поэта, и попросил ее оценить для продажи,- продолжает Лариса Черкашина. - Я обошла нескольких антикваров, никто не давал больше 100 долларов, говорили «Да, вещь старинная, но на ней же не написано, кому она принадлежала». Тогда в одной из редакций удалось устроить так, что Григорию Григорьевичу выписали 100 долларов в качестве гонорара. Чернильница пролежала год у меня, потом я ее ему вернула.
Тогда же Лариса Андреевна уговорила Григория Григорьевича не продавать часы отца с росписями лицеистов.
- После его смерти все эти вещи – часы и статуэтка-копия памятника поэту в Царском Селе, венчавшая исторические часы, были переданы в музей Пушкина на Пречистенке. К сожалению, в экспозиции они расставлены порознь.
Умер накануне Лицейского дня
Григория Григорьевича не стало 17 октября 1997 года, накануне Лицейского дня. Он плохо себя чувствовал, лег в госпиталь ветеранов войн. В среду ему сделали операцию, а в пятницу- он умер. Как и Александр Пушкин за 160 лет до этого: в среду был ранен, а через день скончался.
Правнука поэта похоронили на Ваганьковском кладбище. На памятнике два профиля– его и Александра Сергеевича.
О деде Григория Григорьевича, старшем сыне А. С. Пушкина - Александре Александровиче Пушкине можно почитать вот здесь
О том, как Пушкин благословил Щепкина на роль Городничего, можно почитать вот здесь.
https://szaopressa.ru/wp-content/uploads/2018/06/msz_22_2018.pdf