Тут вот разборчик текста подогнали. Текст вы, наверняка, видели. Оказалось, что фейк в нем все, кроме возраста Марадоны, считая продолжительность жизни кролика. И подумалось - о фейках.
ГЛАВНОЕ, СЫМИТИРОВАТЬ НАУЧНОСТЬ
«Ешьте всё что хотите, потому что:
— изобретатель спортивной беговой дорожки умер в возрасте 54 лет;
— изобретатель гимнастики скончался на 57-м году жизни;
— чемпион мира по бодибилдингу скончался на 41-м году жизни;
— лучший футболист мира Марадона умер в возрасте 60 лет.
Сейчас же:
— изобретатель KFC умер в возрасте 94 лет;
— инвестор Nutella умер в возрасте 88 лет;
— изобретатель турецкого шурме и стейка умер в возрасте 104 лет;
— изобретатель и производитель сигарет Уинстон умер в возрасте 102 лет;
— изобретатель опиума погиб в результате землетрясения в возрасте 116 лет;
— изобретатель виски Hennessy умер на 98-м году жизни;
— изобретатели афганской еды (кабели, манто и чапли-кебаб) живы.
Как эти врачи пришли к выводу, что упражнения продлевают жизнь? Кролик всегда подвижен и живет два года, а вот черепаха, которая не набирает обороты от своих шагов, — 400 лет. Отдыхай, ешь, пей и наслаждайся...»
Разборы показали, что текст пошёл из индийского сегмента Интернета в феврале, а в русский попал, скорее всего, через группу "Короче, Склифософский". Его создатели очень бойко сымитировали серию однотипных аргументов, хотя, строго говоря, серия разрозненных фактов без учета других деталей (у Марадоны были проблемы с наркотиками, а бодибилдинг вообще никогда не считался здоровым видом спорта) доказательством не считается.
ПОЧЕМУ МЫ ВЕРИМ ФЕЙКАМ
В эпоху интернета мы потребляем информацию на бегу. Скорее всего, из приведенной выше цепочки рассуждений вы не запомните ни одной цифры, но запомните главный тезис: "Фастфуд есть можно". Этот тезис вы запомните еще и потому, что это - именно то, во что вам очень хочется верить.
Чтение с телефона в общественном транспорте привело нас к тому, что времени и возможности проверить информацию просто нет. Более того, благодаря интернету, информация дошла до миллионов людей, которые вообще не подозревают, что ее надо проверять. Зато с переходом от чтения сайтов газет к чтению соцсетей у информации появляется одно любопытное свойство.
"ЭТО ОТ ДРУГА"(EX-ОДНА БАБУШКА СКАЗАЛА)
Ничто не ново под Луной. С появлением соцсетей письменная информация в Интернете стала копировать пути распространения устной. Если раньше читать газету мы шли на сайт газеты, то теперь натыкаемся на перепост статьи в ленте у друга.
При этом информация в ленте смешанная, там могут быть новости из жизни соседской кошки, фото чьего-то завтрака и рядом - перепост из "Коммерсанта" и группы "Склифософский". Первое и второе - явления реальной картины мира, информация из первых рук, третье и четвертое - информационной - эти сообщения отобраны редакцией и сформулированы автором. Но в нашей голове все летит в общий винегрет. Плюс - в нём появляется любопытный ингредиент.
Своим друзьям мы доверяем (хотя бы на уровне "он умный"). Информация, пришедшая из ленты друзей, в нашей голове автоматически помечается как "подкрепленная авторитетом друга", хотя на деле друг не сидел и не выверял все факты, а мог просто репостнуть что-то с комментарием: "Смотрите, какая ржака!" Но мы-то друзьям верим!
В общем, проверяйте все и вся.
Как соцсети и друзья заставляют нас верить фейкам
8 июня 20218 июн 2021
4
2 мин