И снова в проекте «Удаленное образование» раннехристианские мыслители, которые пытались помирить христианскую педагогику с античной традицией. К IV веку они стали относиться к этой идее со скепсисом, но не оставили совсем. А еще впервые предположили, что родители тоже важны для образования ребенка.
Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».
Христианские педагоги IV века уже с бóльшим скепсисом относятся к античной традиции, хоть и стараются собирать ее «нектар». При этом впервые в педагогике появляется мысль о вкладе родителей в образование ребенка.
Василий Великий
Василий Великий (330 – 379), как и его предшественники, раннехристианские педагоги, требовал от учеников «собирать нектар» из трудов нехристианских авторов. Воспитывал в них уважительную критичность к тому, что подарило светское образование. То есть учил делить все на правду в соответствии с Законом Божьим, и заблуждение.
Однако образование послушников (Василий составил свод правил для детей, живших в монастыре) должно было вестись уже строго на библейских текстах, а не на античных. Архиепископ Кесарии (город в Турции), он сравнивал детей с «воском», который «запечатлевает в себе налагаемые образы». И был сторонником жесткого контроля. С одной стороны, над тем, чему уделяет время послушник. С другой над тем, чем заняты его мысли. Дабы «удержать его от нелепостей, боясь стыда обличений».
Он написал книгу «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг» по аналогии с известным трактатом Плутарха «Как юноше слушать поэтические произведения». В ней проповедовал, что любое чтение должно служить воспитанию нравственности, развивать внутренний мир. Познание внешнего мира хоть и оставалось второстепенным после познания себя, тоже считалось путем к познанию Бога, поскольку мир сотворен им. Так что целью обучения светским наукам было самосовершенствование на пути к Богу.
Василий разделял взгляды античных авторов, которые презирали богатство и славу, стремясь к скромной, полной упорства и целеустремленности жизни. Идеалом был полный уход от мирской жизни к аскезе, молитвам и посту.
Другое его произведение – «Шестоднев» служило своеобразной путевой картой, рассказывающей о мироздании в соответствии с библейскими взглядами на возникновение мира. Эта книга – пересказ первой книги Бытия понятным для простого человека языком. В конце Василий шутил: «В сказанном мною найдется, может быть, нечто и полезное, а если нет, то по крайней мере та выгода, что, проводя время здесь, вы не грешите, а потому удерживать вас долее значит на большее время отводить вас от грехов».
«Шестоднев» Василия и порожденный им литературный жанр стал очень популярен на Руси примерно тысячелетие спустя.
Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст (ок. 350 – 407 г.) считал воспитание искусством: «Не может быть искусства большего, чем это. Так как что может сравниться с тем, чтобы упорядочить душу и сформировать разум юноши!». Вслед за Василием Великим Иоанн обобщил старую и новую традиции воспитания. В античной Златоусту были близки наставление и беседа. Однако он критиковал античную систему, за то, что она была направлена на научение «хорошо говорить». В его представлении первостепенная задача образования — «наставить душу и формировать ум».
Главной книгой по воспитанию считал Библию. Подчеркивал, что «юность сама по себе слаба», «склонна ко злу» и что задача учителей «подать руку помощи детям». Считал, что в воспитании следует обращаться к божественному началу в душе человека – воле и нравственности. Критиковал авторитарное воспитание и наказание. По мнению Златоуста, процесс обучения ни в коем случае не должен строиться на принуждении – педагог должен доносить свое мнение через советы и предостережения.
Благодаря Иоанну впервые в христианской традиции начинается разговор о важности семейного образования. В своих трудах он говорит, что родители назначены Богом наставниками своим детям, что мужчине и женщине Бог передает детей на воспитание как семейной паре: «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами».