Найти тему
ПрофИТ Сервис

Как уменьшить время обслуживания одного покупателя

Критерии работы кассира

  1. Скорость операций по формированию чека. Необходимо разработать стандарт в секундах по формированию чека из определенного количества позиций.

2. Скорость произведения расчетов – определение фальшивых купюр, скорость определения размера сдачи и быстрое формировании сдачи для клиента

3. Приветливое и уважительное отношение к клиенту, а значит, выполнение стандартов работы кассиров, использование заготовленных речевых модулей, отработанных до автоматизма.

4. Готовность помочь клиенту в сложной ситуации, четкие оговоренные действия кассиров в таких частых и предсказуемых ситуациях, как «у клиента не хватает денег для оплаты покупки, что делать?» или « цена на товар в чеке, крайне важный для клиента не известна, не пробивается, клиент по этой причине готов бросить всю крупную покупку, что делать?»

-2

Геометрия

Отчего зависит скорость операций по формированию чека? Первое, это геометрия кассового узла. Если кассир сидит в кресле, боком к лентопротяжному механизму и поворачивается на 90-180 градусов, что бы взять товар у покупателя, отсканировать штрих код, опустить товар в приемник кассового стола, то на эти действия и повороты уходят драгоценные секунды, превращающиеся для покупателей в нудные минуты. Да и сам тот факт, что кассир удобно сидит, а очередь стоит уже раздражает покупателей! Движения кассира должны быть минимальными. Лучше всего, если кассир стоит лицом к покупателю, лицом к монитору и клавишам кассового аппарата, под столом, лицом к нему, расположен ящик для денег. Никаких лишних поворотов туловища, движения по сканированию товара отработаны, он берется одной рукой и перекладывается в другую, через сканер, почти не приподнимая, скользя из ленты по столу в приемник товара. При работе кассира с клавишами необходимо создать следующие условия

· Кассир должен работать без поворотов

· Высота оборудования должна быть удобной

· Клавиши аппаратов должны быть крупными, что бы в них было легко и быстро попадать, при этом их количество необходимо сделать минимальным, что бы каждый раз не путаться

Помочь кассиру в работе может также подающий транспортер, правильно организованная рабочая зона кассира, накопитель, вмещающий даже редкую большую покупку, разделитель товаров, которым кассир пользуется не для того, что бы прижимать пакетики, а непосредственно по назначению.

Размещение рабочего монитора должно быть так же продуманным – на уровне глаз и обязательно лицом к основной стойке кассира. Даже размещение пакетов способно или ускорить работу, когда пакеты расположены до кассы, а не в накопителе, или задержать, когда покупатель не сразу о них вспоминает и не сразу начинает складывать покупку в пакет.

Оборудование

Высокая четкость чтения это первое, на что стоит обратить внимание при приобретении сканера. Прибор должен быть хорошим (четкость, угол), он должен считывать при попадании 15% штрих-кода. Кроме того, ему необходимо иметь возможность вертикального и горизонтального размещения.

Сканер следует закрепить внизу, чтобы кассиру не приходилось поднимать покупку. За смену операционист, который поднимает товар для сканирования, а не прибегает к помощи транспортера, поднимает 2-3 тонны. Именно поэтому кассиры жалуются на то, что у них болят руки, локти и суставы. Операционисты должны тянуть, а не поднимать покупки. Для этого нужен гладкий стол из нержавейки. Нет ничего страшнее, чем ручной сканер, который надо то и дело брать в руки и класть на стол, на эту операцию уходит очень много времени. Сканер должен быть закреплен перед кассиром слева, а клавиатура должна быть расположена справа.

Что касается выбора монитора, то основные критерии таковы: четкость изображения, размер не имеет значения, располагать его надо на уровне глаз кассира, что бы не поворачивать головы во время совершения операций. Кассовый стол следует оснастить

транспортером с удобной, регулируемой скоростью. Рабочая поверхность должна быть максимально скользкой, что бы удобно тащить товары, а ширина ленты составлять более 40 см, чтобы на ленте уместилась или даже удобно расположилась среднестатистическая покупка.

Длинна накопителя должна позволять свободно вместить крупную покупку, а еще лучше, если используется разделитель товаров, то две покупки. Ящик для денег должен быть встроенным в рабочий стол, а не представлять собой отдельно стоящий блок, расположенный сбоку, так как для доступа к нему кассиру придется делать лишний поворот.

Кроме элементов, обеспечивающих скорость работы, так же надо позаботиться и о безопасности геометрии кассового узла. Если кассиры сидят спиной к очереди в следующую кассу, то не исключено легкое проникновение в ящик для денег со спины кассира. Поэтому лучше поставить кассовые столы буквой «П», а кассиров посадить спиной друг к другу:

Если на кассе используются весы, тогда ящик для денег располагается слева от кассира и встраивается под стол. В магазинах с частыми тяжелыми покупками – строительные супермаркеты, мелкооптовые магазины должны иметь ролики на рабочем столе для облегчения скольжения тяжелого товара по столу.

-3

Нанесение штрих-кода.

Количество отказов чтения сканером штрих-кода из-за некачественного нанесения статистически доходит до 15%. Поэтому надо учить сотрудников правильно клеить штрих-код и приобрести хороший принтер. Эти мелочи позволять получить быстрое и качественное считывание. Практика показывает, что основные проблемы в магазинах обычно со стикерами весов. Если не считываются штрих-коды товара поставщика, в договорах поставки следует задавать критические размеры штрих-кодов для поставщиков. Это позволит избежать с проблем с ними в будущем. Так же ошибки и несоответствия штрих-кодов и цен надо исправлять немедленно, сразу при их обнаружении, что бы каждый раз не мучиться.

Отношение к клиенту

Существуют стандартные ситуации, в которых кассир должен быть готов вежливо помочь клиенту. Они возникают, когда у покупателя обнаруживается нехватка денег при расчете (соответственно операционисту следует предложить отнять от покупки товар, у которого ровная, удобная для вычитания цена); происходит непреднамеренная порча товара на кассе до оплаты; сканер не считывает штрих-код. В этом случае кассир должен предложить отказаться от покупки

Служба персонала должна регулярно производить контроль количества операций и общего количества сканирования за час работы кассира. Поможет так же и внедрение норматива на скорость работ кассира, это 20-30 операций в минуту, а идеально 45-50.

Контроль наличия кассира на рабочем месте должен осуществляться при помощи «запроса» активации после паузы работы (отпечаток пальца) каждые 3 минуты

Управление очередью

Расположение операционистов в торговом зале так же может повлиять на скорость работы и проходимость магазина. Рассчитывать этот параметр стоит с учетом привычной загруженности определенных касс в связи с геометрией торгового зала и в связи с опытностью кассиров. Новичков сажают за кассы, в которые меньше становятся в очередь покупатели, а опытных работников за те кассы, в которые чаще всего становятся покупатели. Как правило, посетители выбирают первые и последние кассы. Кассы в середине торгового зала считаются наименее загруженными. Между тем распределение нагрузки на каждого работника надо определять на основании замеров, поскольку геометрия магазинов может внести коррективы в стандартный график. К примеру, можно делать фото в час пик всех кассиров каждые 10 минут и определить реальную картину в магазине. Само собой разумеется, что так же надо строить скользящий график работы операционистов, что бы в час пик работали все кассы, а в менее загруженное время только основные.