Найти в Дзене
Альбина Алдошина

ИСТОРИЯ ДВАДЦАТАЯ

Когда увлекает тебя чувство ненависти или осуждение ближнего,

противопоставь следующую молитвенную преграду:

«Господи, даруй мне любить как себя, образ Твой, хотя он

и носит язвы прегрешений».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Новый человек в нашем хосписе, а значит и в нашей жизни.

Пожилая женщина. Перелом тазобедренного сустава. Лежит недвижимо - гипс. В глазах такая тоска и глубокая печаль, что смотреть невозможно. Голос у нее тихий. Речь грамотная.

Уже после нескольких дней знакомства она расскажет о своей беде:

- Сын пьет. Семьи нет. Бывает не работает. Я в храм хожу, записочки подаю с его именем. Всех прошу молиться о нем. Но ничего не помогает! Совсем пропащий он у меня!

Как утешить материнское сердце, раненное скорбями?

Обещаю подать и я записочку с именем ее сына на литургии. В следующий раз приношу ей книгу Е. Дудкина «Молитва матери со дна моря достанет».

Берет в руки и, прочитав заголовок, обреченно, со слезами машет рукой:

- Ничего не получиться! Столько уже молюсь – не помогает…

Как-то в очередной раз, посещая отделение, становлюсь свидетелем ее встречи с сыном. Вошел в палату зрелый мужчина, на вид старше 45 лет. Одет аккуратно. Сегодня трезвый. Чуть сутулый. Смотрит виновато. Не громко здоровается. Подходит к постели своей мамы и ставит на тумбочку лекарства, которые она просила. Он несколько смущен от внимательных взглядов всех присутствующих в палате. Перевожу свой взгляд с него на Нину и почти ее не узнаю. Всегда кроткая и чуткая к собеседнику, терпеливая, тактичная, умеющая справиться с собой, не поддаться в конфликтной ситуации общей тенденции к спору, обидам и выяснению отношений и т.д..

Теперь же она смотрит на него с укором и, что самое для меня страшное, без любви и радости от встречи с единственным дорогим человеком в ее жизни. Сразу начинает при всех быстро говорить, обращаясь к нему:

- Ну, что не приходил несколько дней? Пил?!

Мужчина втягивает еще больше голову в плечи как нашкодивший мальчишка и, кажется, готов провалиться сквозь землю. Что-то пытается ей ответить. Получается не членораздельно. Глаза опускает и смотрит в пол, присев на край кровати.

Она же громко с нотками строго воспитателя говорит, обращаясь ко мне:

- Вот мой непутевый сын! Зовут его Саша!

Я в этот момент хочу просто исчезнуть, что бы еще больше не смущать мужчину, который старше меня. Ситуация настолько деликатная, что совсем не хочется быть даже свидетелем, а тем более соучастником. Чуть заметно киваю головой и спешно выхожу из палаты. В коридоре замечаю, что Александр то же через несколько минут уходит домой.

Позже, когда я снова вернулась в палату, она с вызовом обратилась ко мне:

- Ну, что видели моего заблудшего сына?! И в храм он совсем не ходит… - и она ждала от меня поддержки, понимания ее.

И опять не чувствуется любви, кажется так может кричать только уязвленная гордыня – как же так? Сын ведет себя не так как подобает, а, значит, достоин только общественного порицания – ведь только позорит меня, не слышит

сто одинокие мамы, воспитывающие сыновей с одной стороны гиперопекают мальчиков, лишая возможности получить свой социальный опыт. А с другой стороны ожидают и требуют оправдать материнские супер ожидания. Вырастая, мальчишки, как правило, трудно находят себя и все время чувствуют вину за неоправданные материнские ожидания. Уходя, от своих нерешаемых проблем, парень начинает выпивать… Мама, продолжая воспитательные беседы, только усугубляет чувство вины – замкнутый круг. Известный в психологической науке эффект со-зависимости возникает. Гиперопека – это не проявление материнской любви, а скорее проявление чувства собственности, боязнь отпустить единственного родного человека, скрытый страх одиночества...

Сами в себе не замечаем отсутствие любви. Взамен - множим в душе претензии к окружающим и разочарование – себе духовно вредим и самым близким нашим. Как теперь учиться любви? Как душу оживить и стать сыну деятельным помощником?

Умудри, Господи! Утверди, Господи!

Я не знала, что мне сказать в ответ. На помощь мне неожиданно пришли соседки по палате:

- Да сколько мы тебе уже говорили – нельзя так парня унижать! – категорично и в один голос заговорили мои мудрые бабулечки.

Она снова вопросительно смотрит на меня.

- Порицаниями и осуждением от страсти избавиться сыну нельзя помочь! Он уже привык слышать только обидные упреки. Удивить его нужно – давайте вместе подумаем, за что его мама похвалить может? Пришел трезвый и аккуратно одетый, то есть даже на самом деле, может усилием воли от выпивки отказаться ради встречи с мамой, лекарства купил и принес – ответственность чувствует, с уважением к старшим относится … Вот в следующий раз и нужно ему об этом искренне сказать: Сынок! Рада тебя видеть, скучала и ждала, надеялась и сильно люблю! Согласитесь, это ему приятнее будет слышать… Доброе слово душу его согреет, сил предаст, надеждой окрылит!

Для нее наше общее мнение буквально откровением стало, тему для размышления дало...

Вспоминается рассказ Николая Блохина «Прихожанки». Одна из героинь повествования утверждает, что у нее лучший в мире муж! На самом же деле оказалось, что ее супруг пьющий, неработающий, ворующий и бьющий свою жену. Приходской батюшка задает ей закономерный вопрос:

- Зачем ты говоришь, что у тебя лучший в мире муж?

Удивителен по вере и смирению, мудрости и духовному дерзновению ее ответ:

- А так и есть. Это же Божий подарок. Испытание. Мне доверено довести его до покаяния, в этой ли жизни, при смертном ли одре – не ведаю, - она опять улыбалась. – Ведь в семье главная ответственность на православном, неважно, мужчина это или женщина… А сказано: «Кому больше дано, с того много спроситься». Значит мне так много дано, коли, такой человек мне Богом доверен! И если через этого человека мне это дано понять… и меру моей ответственности за него… Ну, кто же он, как не лучший в мире муж? Разве не надо благодарить тех людей, через которых мы несем Божий крест? А я … хуже его перед Богом, если несу крест как-то не так. Значит, мало во мне любви, мало радости от осознания моего креста. Об этом нужно думать, а не о его грехах. Простите, пойду я. Благословите…

И чудился настоятелю сверкающий крест радости на плечах уходящей, который она непременно донесет…»

«Счастье должно быть вымолено, и пусть ни у кого не будет и малейшего сомнения, что молитва постоянная, совершаемая с терпением и верою, будет услышана. Господь всегда исполняет наше прошение, только бы мы не ограничивали Божие всемогущество своим маловерием, нетерпением и ропотом: «Вот я молилась месяц, и ничего не вышло. Значит, Бог не слышит меня, не хочет исполнить мое прошение». Святые не допускали никогда подобных мыслей, но знали: бесконечно Премудр, Благ и Силен Тот, Которого просим,— а значит, Он исполнит наше прошение тогда и так, как это будет Ему угодно и полезнее всего для нас.» Протоиерей Артемий Владимиров.

Мы, конечно, не святые, но без любви к ближнему и православными считать себя не можем!

А вот это стихотворение (имя автора, к сожалению, не знаю) мне попалось тогда, когда Нину уже сын забрал из больницы:

КРЕСТ КАЖДОЙ МАТЕРИ - ЕЕ МОЛИТВА ЗА ДЕТЕЙ!

Жил на свете пьяница никчёмный,

Вор и лодырь с наглыми глазами.

Мать его и днём, и ночью тёмной

За него молилась со слезами.

Обижал сынок её частенько,

А она на Бога уповала...

Пропивал последнюю копейку,

Мать же всё сносила и прощала.

Но однажды кончилось терпенье.

И она заплакала, тоскуя...

"Всё напрасно, нет ему спасенья,

За него молиться не могу я."

И, забывшись сном тяжёлым, видит-

Сатана на троне восседает,

Он орёт и бесится в обиде,

Демонов сердито вопрошает:

"Почему скитается по свету

Алкоголик, хулиган и вор?

Почему кривую душу эту

Вы не привели мне до сих пор?"

"Уж давно готовы, - отвечают,-

Муки ада этому злодею,

Но молитва матери спасает,

Силы тьмы бессильны перед нею".

Вдруг влетает мелкий бес поспешно:

"Наконец-то выиграна битва!

Собирайтесь за душою грешной-

Смолкла материнская молитва".

Стая бесов с хохотом умчалась.

Мать, проснувшись, на колени пала...

"Господи, прости мне слабость эту!"

И с тех пор молитва не смолкала...

​Алдошина Альбина