Моя внучка победила на региональном этапе федерального конкурса "Правнуки победителей" в своей возрастной группе. Работу мы делали совместную, что конкурсом не запрещено, все же там используются архивные сведения. Так что и меня можно поздравить. Писала она о своем прадеде, моем отце.
Еще во время учебного года историк в классе у внучки дал задание: найти 5 подвигов Великой Отечественной, но чтобы они были не так известны, как те, что у всех на слуху, а вот не такие публичные, но люди были героями и получили награды. Мы нашли, тем более что у нас был прекрасный альманах работ детей российско-германского конкурса, наше эссе тоже туда вошло.
И я конечно же посоветовала внучке написать и про прадеда, который за выполнение правительственного задания (демонтаж Аушвиц III-Моновиц в кратчайшие сроки) получил орден Красной звезды. Ответ учителя был таким: это не подвиг. Вот когда под танк с гранатой - это подвиг. Этот ответ шокировал и меня и ребенка, мы начали спорить с учителем истории (!), привлекли экспертов. То есть педагог (кандидат наук, как он утверждает) ничтоже сумняшеся снивелировал весь трудовой подвиг людей во время войны, весь подвиг подпольщиков, подвиг сопротивления в концлагерях, подвиг инженерных войск (в которых после ранения служил мой отец), которые под огнем противника строили дороги, переправы, мосты... Про демонтаж и сбор трофеев этот с позволения сказать учитель выразился еще более определенно: ну что это за подвиг, бой-то уже прошел, пройти трофеи собрать.
А вот цитата из книги Кнышевского "Тайна германских репараций": "За годы войны трофейщиками было собрано на полях сражений, передано войскам и отправлено в тыл около 24615 танков и самоходных артиллерийских установок, свыше 68 тыс. орудий и 30 тыс. минометов, более 114 млн снарядов, 16 млн мин, 257 тыс. пулеметов, 3 млн винтовок, около 2 млрд винтовочных патронов и 50 тыс. автомобилей (ЦАМО Ф. 67, оп. 264796, д. 119, л. 237, лл. 33-180.) Общий вес трофейного металла, доставленного из прифронтовых районов для вторичного использования, составлял около 10 млн тонн – «хлеб» промышленности.
Давались эти тонны непросто: потом и кровью. Что говорить, если в одном 1944 году боевыми орденами и медалями наградили 3674 солдата, сержанта и офицера трофейных войск. Рискуя жизнью, они вместе с саперами, а то и вслепую первыми ступали на заминированные противником объекты, железнодорожные станции, минные поля с «приманкой», обезвреживали боеприпасы. Случалось по неосторожности обращения со взрывоопасными предметами при погрузке в воздух взлетали груженые трофеями вагоны и даже эшелоны, гибли люди".
Внучка написала мне в мессенджере: "можешь пожалуйста об этом где то написать, у нас оказывается герои войны это только те кто удостоился звания Героя Советского Союза или был номинирован, а остальные - это так, неосознанные жертвы".
Вот пишу. Прадедушку мы отстояли лишь тогда, когда упомянули, что он до службы в трофейных бригадах получил два тяжелых ранения, после чего вернулся на фронт. С зубовным скрежетом педагог-историк принял это задание. А ребенок получил серьезный жизненный урок. Орден Красной звезды за "просто так" не давали, да и другие награды. Вот цитата из того же Кнышевского: "В Освенциме на демонтаже вредного и опасного для жизни химического производства работало 4 тысячи гражданских из числа репатриантов". Ключевые слова здесь "вредного и опасного для жизни химического производства". Да, привлекали к работам всех: и вольнонаемных поляков, и пленных немцев, и наших солдат из демонтажных рот. У меня есть уникальный документ - дневник военнопленного немца, работавшего на демонтаже Моновиц.
Отец потом всю свою короткую жизнь провел на этих "вредных " производствах, включая работу на "Маяке" у Курчатова, где плутоний просто брали голыми руками (это документальные свидетельства, есть книга).
Рассказ о прадеде жюри серьезного конкурса оценило по достоинству. В отличие от учителя. Мораль этой истории проста: дети должны уметь отстаивать свою точку зрения. Даже если взрослый утверждает обратное.