Творчество художника Бодаревского отличалось разнообразием. Николай Корнилиевич преуспел в самых различных жанрах живописного искусства. И всякий раз «рецепт» его успеха был одним и тем же. Простым как всё гениальное, но неповторимым как всё уникальное.
Приступая к написанию очередной картины, герой нашей статьи в первую очередь полагался на врождённую наблюдательность и умение выделять наиболее выразительные детали окружающей реальности. Затем наступал черёд «отшлифованного» годами практики умения формировать из этих — подчас весьма небольших и крайне разнородных, обладающих широчайшим «разбросом» внутренней энергетики и символического значения — деталей цельные образы. Что называется «по крупицам» собирать мозаику выразительных, ярких, динамичных сюжетов и захватывающей красоты ландшафтов. При этом нельзя не отметить: техника работ нашего героя не боится время от времени ходить по грани, отделяющей фигуратив от нарождающейся в далёкой Франции стихии бурной импрессии. Но верно и обратное: обычно свободные и стремительные мазки Бодаревского способны по мере необходимости превращаться в едва уловимые, филигранные касания полотна.
Так вот: именно умение не «вымарывать» с холста энтропию форм, тонов и текстур, а скрупулёзно совмещать и взаимно усиливать их энергетику ради воплощения генеральной задумки, и есть секрет успеха живописца Бодаревского. В результате такого подхода портретная живопись Николая Корнилиевича свободна от «первородного греха» принуждённости, пейзажи одинаково реалистичны что на переднем плане, что в глубине композиции, а жанровые сцены напоминают театральные постановки только в тех случаях, когда это прямо входит в намерения автора. Что в общем-то неудивительно для художника, создававшего в том числе и работы на теистические темы.
От ликов святых до образов обнажённых красавиц; от степных просторов до уютных салонов: этот художник успел охватить буквально каждую хоть сколько-нибудь интересовавшую его тему. Ему заказывали портреты, его работы служили иллюстрациями модных открыток, публика и критика были к нему равно благосклонны. Как же так вышло, что сегодня его фамилия не стоит в одном ряду с фамилиями легендарных передвижников?
Виной всему разногласия с коллегами по творческому цеху. И последовавшие за ними интриги, способствовавшие падению популярности Бодаревского. Впрочем, положа руку на сердце, нужно признать: оставаясь верным товариществу передвижных выставок как его формальный участник, как художник Николай Корнилиевич был слишком уж академичен, хоть и с готовностью воспринимал сугубо технические методики и приемы. Склонность к проверенным сюжетам, отсутствие социальной остроты в его работах постепенно превратило его едва ли не в антипода своих друзей по творческому объединению. Да, его картины были полны самой настоящей энергии жизни, но беда в том, что сама жизнь в конце XIX века стала диктовать иные нарративы. А наш герой не желал меняться как творец, предпочитая развивать и переосмысливать своё искусство изнутри, наполняя новым звучанием старые темы.
Так или иначе, его творчество — великолепный образчик отечественной школы живописи. Необычайно яркий и разносторонний. И мы рады были вспомнить о нём вместе с Вами, дорогой читатель.
🎯 Автор: Лёля Городная. Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Спасибо, что уделили время прочтению статьи!