Найти в Дзене

ПАОЛИНА


Нахлынули воспоминания. Июньский вечер, первая прохлада после жаркого дня, шершавость асфальта под подошвами вечерних туфель. И волнение. Такое, что ладони потеют.

Одно из моих первых светских мероприятий в Риме.
И страшно и здорово.

Галерея Боргезе вечером. Атмосфера волшебная.

В большом салоне стараюсь справиться с вихрем эмоций и сосредоточиться на словах выступающего.

Вдруг поворачиваю голову направо и вижу ее.

Паолина.

-2

Свет луны скользит по белизне мрамора. В зале нет света, значит идти туда не нужно.

И все же. Стараюсь незаметно покинуть салон, всего несколько шагов и вот она передо мной.

Паолина Бонапарт, увековеченная в
мраморе скульптором Антонио Канова на своем мягком ложе из мрамора, 1808 год.

Да, да. Мягкое ложе из мрамора существует, я могу его даже показать.

Мраморная ткань обвивает миниатюрное тело сестры Наполеона. Кто видел складки одеяний Антонио Кановы, тот может считать себя счастливцем. Это одна из самых красивых вещей в истории скульптуры.

Мне вдруг стало забавно. Представляю себе лица римских знатных пуритан, когда они увидели открытую грудь Паолины.

Еще веселее было представлять себе лица высокопоставленного клера, когда они узнали, что супруга князя Боргезе и сестра Императора, уволившегося папу римского изобразила себя богиней.

Смелая и свободная женщина. Умела любить и быть любимой. Не боялась перекроить под себя устоявшийся мир. Судьба у таких всегда трагическая.

Но мысль о моменте, когда живая Паолина больше не захотела видеть свою мраморную копию мелькнула и испарилась.

Лунный свет играл бликами на мраморной коже, ложе слегка прогибалось под складками ее тела, кокетливые пальчики держали яблоко, все было хорошо и игриво и в этой работе и в вечерней Галереи и в окружающем мире.