СССР вовсе не проиграл с треском, в чисто военном смысле он выиграл.
СССР побеждал во всех сражениях, уничтожал большинство вражеских частей, с которыми сталкивался, и куда бы ни шла советская армия, она доминировала безраздельно.
Но партизанская война — это не обычная война. Чтобы победить врага, сражающегося в такой войне, нужно уничтожить его способность вербовать. Как только у них закончатся рекруты, с ними будет покончено. А это очень трудно сделать, если вы оккупирующая держава в чужой стране, и у вас совсем другие социальные и моральные нормы, чем у врага.
Вашему врагу, с другой стороны, не нужно ничего выигрывать, ему просто нужно оставаться в процессе борьбы, пока вы не решите уйти. И это не стоит таких уж усилий, особенно если у него есть богатый «сахарный папа», такой как США, чтобы обеспечить его всевозможными лакомствами.
Таким образом, советская армия получила в Афганистане тот же опыт, что и армия США во Вьетнаме. Они выиграли все бои, но через некоторое время просто должны были вернуться домой. Вернувшись домой, они проиграли войну, так как все их победы на поле боя уже ничего не значили на тот момент.
Поэтому я бы не сказал, что СССР проиграл с треском. Скорее, СССР узнал, что вести современную войну на чужой земле — дорогостоящее дело, и очень немногие страны могут делать это долго. Советы делали это в течение десяти лет, и это свидетельствует об их стойкости.
Эта война также доказала, что нельзя выиграть партизанскую войну, расстреливая миллионеров. Вы должны убедить гражданских перестать присоединяться к партизанам, а это очень трудно для армии. Действительно, этого не было сделано. В любом случае, чтобы достичь этого, вам нужно гораздо больше, чем успех на поле боя...
Десятилетнее содержание воюющей армии в чужой стране, ведущей партизанскую войну, создало довольно большую нагрузку на Советский Союз.
При этом советское участие в Афганистане было в несколько раз меньше, чем любая война в Европе. Советская армия имела в Афганистане не более 100 000 солдат, плюс некоторое количество спецназовцев. Но материально-техническое обеспечение, необходимое для этого, было больше, чем страна могла себе позволить.
В определённый момент советское руководство поняло, что у них есть армия в несколько миллионов человек, вместе с резервистами, но нет ресурсов, чтобы выставить эту армию. Современная война стоит намного дороже, чем во времена Второй мировой войны. Логистический хвост продолжает расти. Поэтому, если бы в Европе началась война, они могли бы послать несколько миллионов человек воевать, но через два месяца больше не смогли бы их обеспечивать. И это было большим поражением советской системы.
Они по-прежнему могли претендовать на победу на поле боя. Каждый раз, когда было сражение, оно заканчивалось бегством партизан в горы. Технически все сражения заканчивались советскими победами, но тот факт, что они не могли продолжать сражаться даже в такой маленькой войне, показывал слабость всей советской системы.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Выиграть войну против партизан на самом деле не так уж сложно, все колониальные империи делали это много раз на протяжении истории. В нашем современном мире самые эффективные методы больше не считаются подходящими. Поэтому самым модным решением сегодня является гибридная война, когда вы платите или иным образом стимулируете альтернативную силу, которая решает проблему. Например, создавая другое, так сказать «дружественное», партизанское движение.
Ответ: основная предпосылка остаётся. Чтобы выиграть войну против партизан, нужно прекратить их вербовку. Независимо от того, делаете ли вы это с помощью геноцида, или вы делаете это, давая им лучшие перспективы для жизни.
Большинство колониальных войн велось на гораздо меньшей территории, как правило, против какого-нибудь племени. В таких районах было несколько поселений, которые можно было очистить одним махом. Территория Афганистана не настолько мала, чтобы полностью контролировать её даже с помощью крупных военных подразделений. Партизаны всегда могли переезжать с места на место и продолжать вербовку.
Геноцид афганцев никогда не был вариантом для Советов, но это был, вероятно, единственный способ выиграть афганскую войну. Они знали, что не могут предложить населению лучшие перспективы. Они не могли предложить лучшие перспективы даже своему собственному населению...
***
Афганская компания была пугалом для советских матерей. Вашего ребёнка могли в добровольно-принудительном порядке спросить о желании выполнить свой «интернациональный долг», а позже прислать вам цинковый гроб.
Эта война свидетельствует о том, что не существует добрых или злых государств, а любая армия используется для нападения точно так же, как и для защиты.