Найти тему

В Китае «преобладает негодование» по отношению к другим странам из-за идеи «века унижения»

Размещение эсминцев США на Юге и Востоке Китайских морей - плавание в водах, на которые Китай претендует, и заявление о том, что они являются международными и что они имеют право свободного прохода, - мощный признак того, насколько Соединенные Штаты остаются доминирующими даже на заднем дворе Китая. Соединенные Штаты могут отправлять самолеты-шпионы, летящие близко к китайской территории и даже на ее территорию (один из которых столкнулся с китайским самолетом над Хайнанем в 2001 году, убив его пилота и приведя две державы в уродливое противостояние, которое было развеяно трагедией 11 сентября того же года), но Китай не может действовать за пределами своего региона, и уж тем более не может действовать глубоко в Тихом океане по направлению к Соединенным Штатам. Соединенные Штаты содержат более 600 военных объектов в более чем 120 странах, в то время как Китай создал только одно предприятие по переоборудованию военно-морских сил в Джибути.

Соединенные Штаты имеют более десятка авианосцев, эффективно охраняющих водные пути мира; У Китая, который очень поздно пришел к военно-морской мощи, есть только один, закупленный у Украины, второй запланирован на 2017 год. Сомнительно, сможет ли он вообще их должным образом развернуть.

Есть еще более серьезные проблемы. Соединенные Штаты, граничащие только с Канадой и Мексикой, живут в своего рода сказочном районе, где самой большой проблемой является нелегальная миграция из последней. Китай разделяет свое непосредственное географическое положение, свою границу с 14 странами, четыре из которых (Россия, Индия, Пакистан, а теперь и Северная Корея) являются ядерными державами, одна из которых (Афганистан) разодрана войной, а другая (Вьетнам), с которой он поддерживает непростые отношения, воевала с ним в памяти живых. С Индией он продолжает оспаривать свою сухопутную границу. Хотел бы кто-нибудь в Соединенных Штатах поменять свое местоположение на Китай? Ответ, скорее всего, всегда будет отрицательным.

Если функция стратегии в международных отношениях заключается в создании предсказуемости и некоторого чувства стабильности (аргумент Генри Киссинджера в книге «О Китае»), то неудивительно, что что-то столь же важное, как географическое положение и характер его соседей, сделали стратегическое мышление Китая крайне осторожным и осмотрительным.

Он живет слишком непредсказуемо внутри себя и со своими ближайшими соседями. Он с радостью поменял бы эти проблемы на те, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты внутри и за пределами своих границ.

БЕЗОПАСНОСТЬ США

Загадка заключается не столько в том, что по мере роста экономической мощи Китая за период с 2000 года он казался более уверенным, а в том, что значительная часть населения в Соединенных Штатах рассматривала его появление как реальную угрозу, признак неизбежного длительного конфликта. Кристофер Кокер, британский академик, сослался на «преобладание негодования» в Китае, отчасти из-за идей «века унижения» и Второй Мировой. 15 Этот менталитет жертвы вызывает раздражение в Соединенных Штатах, когда они видят страну, которая, кажется, преуспевает в скрытности, в игре с международной системой, отказываясь выполнять свои собственные обязанности и используя скрытые, а не открытые средства, чтобы ниспровергнуть и оспорить Сша.

Кибершпионаж - это особая область разногласий. По своей природе его трудно обнаружить, но она оказывает заметное влияние на восприятие людьми тех, кто причастен к этому, и отчет, опубликованный в 2013 году американской консульской службой Mandiant, добавил к этому масла, детально описав места, где находились подразделения кибершпионажа Китая , главные действующие лица и то, чем они занимались.

Основная идея этого впечатляюще задокументированного отчета заключалась в том, что китайское государство было ключевым действующим лицом, и что, несмотря на все заявления китайских лидеров о невежестве, когда они сталкивались с этой проблемой, было ясно, что на каком-то уровне они должны были санкционировать ее, столь широко распространенную и хорошо финансированную.

В нем говорилось, что китайские субъекты «смогли провести такую ​​длительную и обширную кампанию кибершпионажа в значительной степени потому, что [они получают] прямую государственную поддержку». 16 За этим стоит PLA, финансируя, направляя, управляя и собирая информацию, особенно о коммерческих объектах. Но есть также предполагаемые политические цели: Белый дом, офис канцлера Германии и интернет-сеть штаб-квартиры лондонского правительства в Уайтхолле - все они атакованы хакерами, некоторые из которых, похоже, прибыли из Китая.

В стратегическом плане некоторые китайцы рассматривают кибершпионаж как честную игру, потому что виртуальное пространство ставит их наравне с Соединенными Штатами: перевес кости не против Китая, как это явно в других областях разногласий.

Китайские лидеры реалистичны.

Какие бы амбиции они ни вынашивали насчет того, чтобы однажды превратить свою страну в великую и центральную державу мира, они также предполагают, что это произойдет через десятилетия. И провоцировать прямое военное столкновение с США, когда они обречены на поражение, бессмысленно. В киберпространстве есть прекрасная возможность начать борьбу в месте, где нет согласованных международных конвенций и где могут царить неразбериха и запутанность. Это единственная оставшаяся настоящая приграничная территория, и Китай считает, что имеет полное право пытаться колонизировать ее.

Поэтому весьма уместно, что, когда отступник из службы безопасности США Эдвард Сноуден сбежал с огромным количеством данных о шпионаже США (среди прочих за своими гражданами) посредством процесса сканирования «темной паутины» с участием таких провайдеров, как Gmail и Facebook, его первоначальным портом захода был Гонконг, а затем он перебрался в Москву. Однако более интересным было предположение о том, что, хотя он пробыл в Гонконге в течение нескольких недель в 2013 году, его заявление о поиске убежища в Китае не было положительно принято.

Пекин просто не хотел проблем с размещением человека, который неизбежно окажется пугалом в их отношениях с их основным международным партнером. Однако услуга, которую оказал Сноуден, заключалась в том, чтобы немного сбить с толку позицию правительства США о том, что оно занимает высокие моральные позиции в сфере электронного наблюдения. По сути, это те же самые грязные уловки и использование тех же прекрасных возможностей для получения информации, что и все остальные. По крайней мере, это вызвало восторженные заявления некоторых комментаторов в Китае.

Кибершпионаж больше символизирует аморфную угрозу.

Некоторым американцам, которые поддерживают вызов Китая, кажется, что он вращается вокруг чувства, напоминающего чувства великого английского поэта Сэмюэля Тейлора Кольриджа в начале девятнадцатого века, который говорил о том, что большую часть своей жизни страдал от чувства безымянного страха. Китай воплощает эти опасения Сша - его чуждая политическая система, в частности, и тот факт, что для страны, где религия, и особенно христианство, все еще так сильна, официальная приверженность Китая атеизму явно огорчает, особенно тех, кто члены правого крыла.

Мощное обсуждение этого тезиса об угрозе появилось в специальном отчете, выпущенном для Совета по международным отношениям в Вашингтоне, Округ Колумбия в 2015 году, где бывшие дипломаты Эшли Дж. Теллис и Роберт

Д. Блэквилл изображали Китай как место надвигающейся и неминуемой опасности, где движутся ценности, которые не просто отличаются от ценностей Соединенных Штатов, но враждебны и часто прямо угрожают.

Это выросло из более широкого «поворота к Азии» в 2009 году, когда президент Обама находился у власти. Об этом было объявлено в заявлениях, сделанных его первым государственным секретарем Хиллари Клинтон во время посещения Регионального форума АСЕАН в июле 2010 года. Она заявила, что «Соединенные Штаты заинтересованы в свободе судоходства, открытом доступе к морским просторам Азии и уважении международного права в Южно-Китайском море ». 17 Фраза «национальный интерес» вызвала особую озабоченность в Пекине, подразумевая более сильное присутствие США в сфере безопасности на его собственном заднем дворе.

Подобные опасения усугублялись самим президентом Обамой, который использовал фразу «поворот» и, чаще, «перебалансирование» в отношении Азии в качестве центральной части своего внешнеполитического подхода. Выступая в австралийском парламенте во время своего визита туда в 2011 году, он заявил, что Соединенные Штаты являются тихоокеанской страной и что «как тихоокеанская нация Соединенные Штаты будут играть более значительную и долгосрочную роль в формировании этого региона и его будущего», отстаивая основные принципы и в тесном сотрудничестве с нашими союзниками и друзьями ».

Он развил эту тему дальше, когда дело дошло до безопасности: «Планируя и составляя бюджет на будущее, мы будем выделять ресурсы, необходимые для поддержания нашего сильного военного присутствия в этом регионе». Стремясь к «отношениям сотрудничества с Китаем», США, заявил Обама, «продолжат откровенно говорить с Пекином о важности соблюдения международных норм и уважения универсальных прав человека китайского народа». 18

Прошло всего четыре года, и аргументы Теллиса и Блэквилла были предельно просты. Вещи должны были выйти за рамки поворота и ребалансировки. Необходимо было пересмотреть два десятилетия «взаимодействия», в течение которых Китаю был предоставлен более широкий доступ к международному сообществу и выгоды от углубления связей с ним. Те, кто все же предпринял этот обзор, могли прийти только к одному выводу: не было взаимности. Помолвка, по крайней мере на этих условиях, не удалась.

Поскольку американские усилия по «интеграции» Китая в либеральный международный порядок теперь породили новые угрозы для Превосходства США в Азии - а это может в конечном итоге привести к последующему вызову американской мощи в глобальном масштабе - Вашингтону нужна новая великая стратегия в отношении Китая, которая сосредоточена на уравновешивании роста китайской мощи, а не на продолжении содействия его господству. 19

Как говорится в отчете, сохранение центральной роли США должно быть главной целью Вашингтона в международных отношениях:

Поддержание этого статуса перед лицом растущей мощи Китая требует, среди прочего, оживления экономики США для развития тех подрывных инноваций, которые приносят Асимметричные экономические преимущества США перед другими; создание новых преференциальных торговых соглашений между друзьями и союзниками США для увеличения их взаимной выгоды с помощью инструментов, сознательно исключающих Китай; воссоздание режима контроля над технологиями с участием союзников США, который предотвращает Китай от приобретения военного и стратегического потенциала, позволяющего ему нанести «стратегический ущерб с высокими рычагами» США и их партнерам; согласованное наращивание властно-политического потенциала друзей и союзников США на периферии Китая; и повышение способности вооруженных сил США эффективно проецировать силу вдоль азиатского побережья, несмотря на любое противодействие Китая, - при этом продолжая работать с Китаем различными способами, которые соответствуют его значимости для национальных интересов США. 20

В этом кровавом подходе к отношениям с Китаем нет ничего двусмысленного. Действительно, в заключительных словах отчета авторы категорически заявляют, что «нет реальной перспективы построения фундаментального доверия,« мирного сосуществования »,« взаимопонимания », стратегического партнерства или« нового типа отношений с Китаем ». 21 И все же, несмотря на это, их предложения в области политики удивительно прохладны, они включают расширение торговых отношений США в регионе, усиление мер по кибербезопасности, создание более глубоких связей с Индией и другими соседними странами (здесь тень сдерживания) и, что наиболее конкретно, увеличение расходов на армию.