Найти в Дзене
Near-historian

Автожир: недовертолёт, пересамолёт

Вашему вниманию представляется небольшая статья про не очень известный вид воздушного транспорта – автожир. Что это такое, какова их история, и почему они всегда стояли в тени вертолётов? Для начала несколько общих слов. Слово «автожир» имеет греческое происхождение и примерно переводится как самостоятельный винтокрылый. Жирос (гирос) означает круг, а вовсе не жир. Данный летательный аппарат внешне очень похож на вертолёт, однако его главная «фишка» заключается в том, что винт (ротор) аппарата работает за счёт режима авторотации. У вертолётов винт приводит в движение двигатель, связанный с ним электроприводом. Авторотация – движение винта без участия двигателя за счёт набегающих на него воздушных потоков. *В настоящее время существуют автожиры и с электроприводом для основного винта, что приближает их к вертолётам, но не делает таковым полностью. Обычные автожиры помимо основного винта имеют также толкающий винт сзади корпуса. Автожир от вертолёта также отличает сама конструкция аппар

Вашему вниманию представляется небольшая статья про не очень известный вид воздушного транспорта – автожир. Что это такое, какова их история, и почему они всегда стояли в тени вертолётов?

Для начала несколько общих слов.

Картинка в тему – современный автожир в воздухе (взято с Яндекс. Картинок)
Картинка в тему – современный автожир в воздухе (взято с Яндекс. Картинок)

Слово «автожир» имеет греческое происхождение и примерно переводится как самостоятельный винтокрылый. Жирос (гирос) означает круг, а вовсе не жир.

Данный летательный аппарат внешне очень похож на вертолёт, однако его главная «фишка» заключается в том, что винт (ротор) аппарата работает за счёт режима авторотации. У вертолётов винт приводит в движение двигатель, связанный с ним электроприводом.

Авторотация – движение винта без участия двигателя за счёт набегающих на него воздушных потоков.

*В настоящее время существуют автожиры и с электроприводом для основного винта, что приближает их к вертолётам, но не делает таковым полностью. Обычные автожиры помимо основного винта имеют также толкающий винт сзади корпуса.

Принцип действия автожира: толкающий винт разгоняет аппарат, а главный осуществляет подъём. Это делает автожир больше похожим на дельтапланы, только у тех, вместо ротора сверху находится дельтовидное крыло (изображение из открытого доступа с дополнением от автора канала)
Принцип действия автожира: толкающий винт разгоняет аппарат, а главный осуществляет подъём. Это делает автожир больше похожим на дельтапланы, только у тех, вместо ротора сверху находится дельтовидное крыло (изображение из открытого доступа с дополнением от автора канала)

Автожир от вертолёта также отличает сама конструкция аппарата, угол наклона винтов, а также необходимость небольшого разбега для взлёта (обычно 10-15 метров).

Исходя из этого можно назвать преимущества и недостатки автожира. Преимуществами выступают малые габариты, что вкупе с малым разбегом позволяет, в отличие от самолётов, взлетать и садиться на небольших участках суши. Также автожир имеет более мягкую посадку, он способен работать в условиях сильного ветра, а также довольно дёшев, безопасен и прост в эксплуатации. Скорость автожира может достигать 200 км/ч, а расход топлива в обычном режиме не превышает расход внедорожника.

Минусами винтокрылого аппарата можно назвать:

  • низкий КПД двигателя (коэффициент полезного действия) из-за чего необходимо ставить более мощный двигатель, чем на самолёте схожей массы и габаритов;
  • возможность опрокидывания или кувырка из-за особенностей конструкции и смещённого вперёд центра тяжести;
  • лопасти ротора склонны к оледенению в холодное время года, что представляет опасность и грозит падением.

Теперь немного истории

До появления и распространения вертолётов автожир, по сути, был единственной альтернативой самолёту, как воздушный аппарат с вертикальным взлётом (ну, практически вертикальным).

Создание чудо-аппарата приписывают испанцу Хуану де ла Сьерве в 1919 году (автожир С-1). Его четвёртый вариант С-4 впервые поднялся в воздух лишь в 1923 и дал старт к разработке схожих аппаратов в других странах мира.

В СССР первый автожир появился в 1929 году. Аппарат получил имя КаСКР-1 (Камов-Скржинский) и был рассчитан на двух человек.

Николай Ильич Камов в то время – основной разработчик автожиров в стране, позже стал разрабатывать и вертолёты).

В годы Зимней и Великой Отечественной войн (под Ельней) Советский союз использовал другие автожиры Камова боевые А-7 для корректировки артиллерийского огня и боевых вылетов (других эпизодов военного применения не найдено). Вооружение А-7 состояло из трёх 7,62 мм пулемётов, а также нескольких ФАБ-100 (фугасные авиабомбы, 100 кг) и НУРСов РС-82 (неуправляемые ракетные снаряды).

Задействовались А-7 также и в сельском хозяйстве для опыления различных культур.

Необычное применение частей автожиров пытались реализовать в Великобритании. В годы Второй Мировой британцы использовали роторы автожиров для десантирования военных джипов, но проект не нашёл развития и был свёрнут в 1944 году.

Rotabuggy – попытка британцев сделать десантируемый джип (фото с Яндекс. Картинок)
Rotabuggy – попытка британцев сделать десантируемый джип (фото с Яндекс. Картинок)
У первых автожиров был тянущий винт спереди, что делало их больше похожими внешне на самолёт с пропеллером.

Пик популярности автожиров пришёлся на 1930-е годы, но с появлением вертолётов, про них надолго забыли (всё-таки вертолёты обладают более выгодными характеристиками и многофункциональностью).

Возобновление интереса к автожирам произошло в 1950-1960-е благодаря инициативе авиаинженеров в США, предложивших использовать одноместные гражданские автожиры для широкого круга потребителей.

В настоящее время производством автожиров занимаются США, Россия, Германия и ряд других стран.

Франко-польский автожир Xenon-II (фото из открытого доступа)
Франко-польский автожир Xenon-II (фото из открытого доступа)

Самые распространённые марки отечественных автожиров – двухместные – «Иркут» А002 и «Казачок», трёхместные – «Охотник».

Российский автожир «Казачок» (фото из открытого доступа)
Российский автожир «Казачок» (фото из открытого доступа)

Источники

  1. Сайт «КакБог.ру» – ссылка
  2. Канал Дзен «Авиа» – ссылка

+ корректировка Википедией :)