Вашему вниманию представляется небольшая статья про не очень известный вид воздушного транспорта – автожир. Что это такое, какова их история, и почему они всегда стояли в тени вертолётов?
Для начала несколько общих слов.
Слово «автожир» имеет греческое происхождение и примерно переводится как самостоятельный винтокрылый. Жирос (гирос) означает круг, а вовсе не жир.
Данный летательный аппарат внешне очень похож на вертолёт, однако его главная «фишка» заключается в том, что винт (ротор) аппарата работает за счёт режима авторотации. У вертолётов винт приводит в движение двигатель, связанный с ним электроприводом.
Авторотация – движение винта без участия двигателя за счёт набегающих на него воздушных потоков.
*В настоящее время существуют автожиры и с электроприводом для основного винта, что приближает их к вертолётам, но не делает таковым полностью. Обычные автожиры помимо основного винта имеют также толкающий винт сзади корпуса.
Автожир от вертолёта также отличает сама конструкция аппарата, угол наклона винтов, а также необходимость небольшого разбега для взлёта (обычно 10-15 метров).
Исходя из этого можно назвать преимущества и недостатки автожира. Преимуществами выступают малые габариты, что вкупе с малым разбегом позволяет, в отличие от самолётов, взлетать и садиться на небольших участках суши. Также автожир имеет более мягкую посадку, он способен работать в условиях сильного ветра, а также довольно дёшев, безопасен и прост в эксплуатации. Скорость автожира может достигать 200 км/ч, а расход топлива в обычном режиме не превышает расход внедорожника.
Минусами винтокрылого аппарата можно назвать:
- низкий КПД двигателя (коэффициент полезного действия) из-за чего необходимо ставить более мощный двигатель, чем на самолёте схожей массы и габаритов;
- возможность опрокидывания или кувырка из-за особенностей конструкции и смещённого вперёд центра тяжести;
- лопасти ротора склонны к оледенению в холодное время года, что представляет опасность и грозит падением.
Теперь немного истории
До появления и распространения вертолётов автожир, по сути, был единственной альтернативой самолёту, как воздушный аппарат с вертикальным взлётом (ну, практически вертикальным).
Создание чудо-аппарата приписывают испанцу Хуану де ла Сьерве в 1919 году (автожир С-1). Его четвёртый вариант С-4 впервые поднялся в воздух лишь в 1923 и дал старт к разработке схожих аппаратов в других странах мира.
В СССР первый автожир появился в 1929 году. Аппарат получил имя КаСКР-1 (Камов-Скржинский) и был рассчитан на двух человек.
Николай Ильич Камов в то время – основной разработчик автожиров в стране, позже стал разрабатывать и вертолёты).
В годы Зимней и Великой Отечественной войн (под Ельней) Советский союз использовал другие автожиры Камова – боевые А-7 для корректировки артиллерийского огня и боевых вылетов (других эпизодов военного применения не найдено). Вооружение А-7 состояло из трёх 7,62 мм пулемётов, а также нескольких ФАБ-100 (фугасные авиабомбы, 100 кг) и НУРСов РС-82 (неуправляемые ракетные снаряды).
Задействовались А-7 также и в сельском хозяйстве для опыления различных культур.
Необычное применение частей автожиров пытались реализовать в Великобритании. В годы Второй Мировой британцы использовали роторы автожиров для десантирования военных джипов, но проект не нашёл развития и был свёрнут в 1944 году.
У первых автожиров был тянущий винт спереди, что делало их больше похожими внешне на самолёт с пропеллером.
Пик популярности автожиров пришёлся на 1930-е годы, но с появлением вертолётов, про них надолго забыли (всё-таки вертолёты обладают более выгодными характеристиками и многофункциональностью).
Возобновление интереса к автожирам произошло в 1950-1960-е благодаря инициативе авиаинженеров в США, предложивших использовать одноместные гражданские автожиры для широкого круга потребителей.
В настоящее время производством автожиров занимаются США, Россия, Германия и ряд других стран.
Самые распространённые марки отечественных автожиров – двухместные – «Иркут» А002 и «Казачок», трёхместные – «Охотник».
Источники
- Сайт «КакБог.ру» – ссылка
- Канал Дзен «Авиа» – ссылка
+ корректировка Википедией :)