Найти в Дзене
Марьям Аллалио

Легендарный Бессмертный Пророк Аль-Хидр

Оглавление

В древней исламской легенде существует удивительная, противоречивая фигура Аль-Хира. Он описывается как особый слуга Бога, защитник, обманщик, святой и мистик, которого отождествляли с различными древними божествами.

Хадир (Хир, Хедр, Хизир) легендарный человек, считавшийся бессмертным, обладавшим божественной мудростью и вдохновлявшим суфиев.

Ко времени появления ислама в VII веке на Ближнем Востоке существовало большое количество мифов и легенд, из которых мусульмане вскоре черпали новые знания о прошлом, жизни и смерти, а также о священном. Хадир был фигурой, которая, похоже, была своего рода магнитом для подобных историй в ранней мусульманской общине. Его имя означает "зеленый", что породило попытки объяснить, почему человек ассоциируется с этим цветом. Некоторые рассказы говорят, что это происходит от веры в то, что его цвет был результатом того, что он обрел бессмертие, выпив воду из чудесного источника жизни. Они также связывали его цвет с растительной жизнью и плодородием, и что земля становилась зеленой, где бы он ни стоял или ни молился.

Пророк Илия (Аль-Хидр), спасающий Нур ад-Дахра из моря, сцена из Хамзанамы, здесь изображена в персидской миниатюре Мир Саид Али (около 1550 г. н. э.). ( public domain).
Пророк Илия (Аль-Хидр), спасающий Нур ад-Дахра из моря, сцена из Хамзанамы, здесь изображена в персидской миниатюре Мир Саид Али (около 1550 г. н. э.). ( public domain).

По некоторым данным, он был одним из четырех человек, которые, как считается, когда-либо достигли бессмертия, а остальные трое, это Илия, Идрис и Иисус. Рассказы о том, что он жил на далеком острове или в месте встречи двух морей, и о его способности помогать людям вдали от дома сделали его покровителем моряков, живущих на берегу Сирии, или божеством для тех, кто путешествует в регионе Индийского океана. Служба скорой помощи в Турции сегодня названа в его честь, в честь его способности помогать другим в трудную минуту.

Голландский ученый А. Я. Вензинк предположил, что элементы его рассказа связаны с Эпосом о Гильгамеше древней Месопотамии и с романом Александра Македонского поздней Античной эпохи (III-VIII вв. н. э.). Все три сюжетных цикла включали героические фигуры, которые путешествовали до пределов известного мира и раскрывали скрытые тайны. Хадир даже появился как спутник Александра в его поисках источника жизни в арабских версиях легенды. Действительно, Хадир был известен в исламской традиции своим знанием невидимого. Настолько, что некоторые мусульманские ученые даже причислили его к пророкам, полагая, что его прозрения могли исходить только из божественного источника.

Ибн Исхак (ум. 767) включил главу о Хадире в свой сборник рассказов пророков, приравнивая его к библейскому пророку Иеремии и рассказывая, как он ходатайствовал за заблудших детей Израиля перед Богом. В Палестине и Сирии Хир ассоциируется с христианским святым Георгием по причинам, которые не совсем ясны.

Хотя Хадир никогда не упоминался в Коране, большинство комментаторов отождествляли его с безымянным "слугой" Бога, упомянутым в его 18-й суре (18:60-82). Этот отрывок был легендой о путешествии Моисея к месту встречи двух морей, которое, по мнению некоторых комментаторов, находилось между морями Византии и Персии (Персидский залив) — возможно, в районе Суэца. Там он встретил одного из слуг Божьих (Хадира), которому был дан дар Божьей милости и знания.

Моисей попросил его сопровождать его, чтобы он мог приобрести некоторые из его знаний. Хадир неохотно согласился при условии, что Моисей пообещает не задавать вопросов и быть терпеливым в поисках знаний. Во время их странствий Хир, действуя как ловкач, известный по легендам коренных американцев, совершил три шокирующих поступка. Он потопил лодку, в которой они плыли, он убил молодого человека без всякого повода, и он построил разрушающуюся стену без обвинения. Мозес терял терпение при каждом инциденте, к большому огорчению Хадира, и требовал объяснений.

Раздраженный неспособностью Моисея понять смысл его деяний, Хадир наконец объяснился. Он потопил лодку, потому что король-тиран собирался отобрать ее у обедневших владельцев. Он убил юношу, потому что тот был обречен на беспокойную жизнь, которая принесет только горе его верным родителям. Наконец, он построил стену, чтобы защитить зарытое сокровище, принадлежащее двум сиротам, чтобы у них были средства к существованию, когда они вырастут.

В каждом случае Хадир демонстрировал сверхъестественное знание о будущем, которое он приписывал Богу. Более поздние комментаторы видели в этой истории взаимодействие двух видов знания. Одним из них, которым обладал Моисей, было знание материального мира и его видимых значений. Другой, принадлежавший Хадиру, представлял собой знание невидимого мира духа и его глубинных смыслов.

Суфии черпали вдохновение в Хадире из-за его знания невидимого, его тесной связи с Богом, его способности путешествовать и его способности пренебрегать условностями, чтобы учить более глубоким истинам. Он был образцовым проводником (Муршид или Пир), который мог привести их к бессмертию, разорвав их связи с материальным миром. Несколько мистиков, включая Ибн аль-Араби (ум. 1240), утверждают, что встречались с ним и были посвящены им в суфийский путь. Среди Двенадцати имамов-шиитов Хадир, как полагают, имеет тесную связь с 12-м имамом, который находится в гайба Комплекс мечети, это святилища в Джамкаране, Иран (недалеко от священного города Кум), стал популярным местом паломничества, куда люди идут искать помощи как у Хадира, так и у 12-го имама.

Исмаилиты отмечают, что Хадир практикует тавиль (эзотерическое толкование, Q 18:78), когда он объясняет свои тревожные действия Моисею, тем самым утверждая ключевой метод, используемый при интерпретации Писания, чтобы прийти к его скрытому (батини) значению. Алавиты в Турции постятся три дня в честь Хадира. Многие мечети в мусульманских странах были названы в его честь. Помимо храма в Джамкаране, другие святыни, посвященные Хадиру, существуют на острове Абадан (Иран) в Персидском заливе, на острове Фаилака у побережья Кувейта и на Шри-Ланке в Катарагаме, Босра (Сирия), Иерусалим, Ирак и Самарканд (Узбекистан).

Купол аль-Хадра (также пишется Кхидр), по-арабски Куббат аль-Хадр, на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима (Фото Godot13/ Wikimedia Commons}.
Купол аль-Хадра (также пишется Кхидр), по-арабски Куббат аль-Хадр, на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима (Фото Godot13/ Wikimedia Commons}.

Хидр и суфийский дервиш

В легенде о Хире суфийский дервиш соблазняет царя поддержать его в течение трех лет, после чего, как он говорит царю, он произведет на свет Зеленого Человека ( Хир переводится как “зеленый” с-арабского, хотя другие дают другие этимологии для этого имени). По истечении трех лет дервиш, конечно, не может представить Хира царю, который жаждет встретиться с ним, поэтому дервиш бежит. Но на своем пути дервиш встречает человека в белом, и тот возвращает его к королю. Король приказывает своим министрам вынести приговор подлому вору.

Один министр велит царю разрезать дервиша на куски. Другой советует ему сварить его живьем, другой-бросить в печь. Четвертый советует королю помиловать его.

Согласно Стандартному словарю фольклора, мифа и легенды:

Человек в белом соглашается со всеми, говоря, что каждый таким образом указывает свое происхождение, соответственно, сын мясника, повара, пекаря и дворянина. Король прощает дервиша не только потому, что это благородный поступок, но и потому, что человек в белом, которого привел к нему нищий, и был Эль-Хир.

Пророк Илия в пустыне, картина 15-го века Диерика Бута; иногда Хир приравнивается к Илии, и о них даже рассказывают одни и те же истории. Эти двое входят в число четырех бессмертных ислама; двое других - Иисус и Идрис. ( Викисклад).
Пророк Илия в пустыне, картина 15-го века Диерика Бута; иногда Хир приравнивается к Илии, и о них даже рассказывают одни и те же истории. Эти двое входят в число четырех бессмертных ислама; двое других - Иисус и Идрис. ( Викисклад).

Основа бессмертной юности. Хир или аль Худару, согласно легенде, был единственным человеком, который попробовал напиток из Источника Бессмертной Юности на Востоке. Он бродил по пустыне и пришел к высохшему источнику. Он окунул в него сушеную рыбу, и родник снова ожил. Хир понял, что нашел источник жизни. Он нырнул и стал бессмертным, а его плащ стал зеленым. Он часто ассоциируется с первобытным океаном и, как говорят, живет на острове посреди моря”, - говорится в "Словаре символов".

Картина из Западной Азии, на которой аль-Хир переносится через Реку Жизни рыбой. (Изображение из Khidr.org).
Картина из Западной Азии, на которой аль-Хир переносится через Реку Жизни рыбой. (Изображение из Khidr.org).

Покровитель моря

У арабов Сирии он и по сей день считается морским духом и покровителем моря. Там его называют “Тот, кто ходит по морям”, мусульмане почитают его как святого и спускают на воду крошечные лодки с огнями в качестве подношения ему, чтобы избавиться от грехов или зла, которые им угрожают.

Словарь символов объясняет:

- ...он по необходимости правит не только реками, но и растениями. Некоторые арабские писатели говорят, что он “сидит на белом меху, который становится зеленым”, а комментатор добавляет, что этот мех “есть Земля.” Суфии говорят, что он также помогает человечеству против “утопления и огня, царей и злых джиннов, змей и скорпионов.” Таким образом, Он явно является посредником, примирителем противоположностей, который улаживает фундаментальные разногласия, чтобы сделать безопасным путь, по которому движется человечество. В исламе зеленый цвет все еще является цветом знания, как и у Пророка. Святые в Раю носят зеленое.”

Легенды говорят, что Хир живет на краю мира, где соединяются небесный и земной океаны. Он является мистической фигурой растительной жизни и моря и является покровителем путешественников. Некоторые говорят, что он был сыном Адама и что он вернул тело своего отца после библейского потопа. Третьи говорят, что он родился на Земле, в пещере, и воспитывался дикими животными. Он вырос и стал слугой царя, как говорят легенды, отождествляя этого царя с Аллахом.

Источник: http://khidr.org/encyclopedia.islam.khidr.htm и http://quran.com/18.