Королевский дворец (Palacio Real) в Мадриде - официальная резиденция испанской королевской семьи. Но сегодня он используется исключительно для приемов, церемоний и официальных мероприятий, поскольку короли Испании проживают во Дворце Сарсуэла (Palacio de la Zarzuela)
Королевский дворец также называют Паласио-де-Ориенте (Восточный дворец), потому что один из его фасадов выходит на одноименную площадь.
Истоки дворца восходят к 9 веку, когда мусульманское королевство Толедо построило оборонительное сооружение, которое позже использовалось королями Кастилии, и на месте которого в 16 веке был построен Старый Алькасар.
Подробнее о развитии Мадрида читайте здесь.
Строительство нынешнего Королевского дворца началось в 1738 году и закончилось в 1755 году. Король Испании Карлос III обосновался в построенном дворце в 1764 году. Здание расположилось на том же самом месте раньше находился разрушенный пожаром в канун Рождества 1734 года Алькасар Габсбургов. Случившийся тогда пожар стал счастливым стечением обстоятельств для короля Фелипе V, так как он глубоко не любил старую крепость и всегда мечтал построить большой дворец, чтобы прославить свою династию.
Подробнее об Алькасаре и пожаре читайте здесь.
Фелипе V очень хотел, чтобы новый дворец занял то же самое место, чтобы унизить поверженных Габсбургов. Вся конструкция была сводчатой, из камня и кирпича, без деревянных деталей, чтобы огонь не мог ее уничтожить.
Архитектурный стиль все еще похож на барокко, но в нем уже заметен неоклассицизм. Дворцовый комплекс занимает площадь 13 га. Планировка здания практически квадратная, с фасадами шириной до 150 м, с одним большим центральным двором. Площадь составляет 50 000 квадратных метров, и в здании 870 окон, 240 балконов и 44 лестницы. Все эти цифры делают его самым большим дворцом в Западной Европе.
Комплекс украшает балюстрада, вдоль которой расставлены яркие вазы, имитирующие факелы, а в центре каждого фасада - щиты с гербами Бурбонов. Сначала планировалось увенчать балюстраду скульптурами всех древних монархов, но королеве однажды ночью приснилось, что дворец рушится из-за такого веса, поэтому она приказала убрать большую их часть, и теперь эти скульптуры можно увидеть повсюду в Мадриде, украшающими парки и площади.
Строительство дворца началось по плану архитектора Филиппо Джувары, значительно измененному позже его учеником Хуаном Баутистой Сакетти. Во время его строительства другие архитекторы, такие как Сабатини, внесли в проект свои изменения. Сабатини перепроектировал лестницу Послов (escalera de embajadores), одну из главных жемчужин дворца, она соответствует схеме имперского типа с тремя параллельными пандусами шириной 5 метров каждый. На своде находятся фрески Джакинто, олицетворяющие торжество религии и церкви. Прославленный архитектор Вентура Родригес перепроектировал часовню.
Через три центральные двери главного фасада можно попасть в обширный атриум эллиптической формы. Этот атриум или вестибюль, в свою очередь, сообщается с очень широким портиком, местом, где короли проезжали в своих экипажах. Раньше в это место допускали публику, потому что у мадридцев ыл обычай приходить и смотреть, как королевские особы садятся в свой экипаж; даже во времена Карла IV публике разрешалось подниматься по лестнице в караульную комнату, чтобы поприветствовать или попрощаться с государями. Во времена Исабель II этот обычай был отменен, запрещая простым горожанам входить во дворец.
Главная лестница дворца была свидетелем и местом различных исторических событий.
В конце первой секции находятся два льва из мрамора скульпторов Фелипе де Кастро и Роберто Мишеля. Говорят, что на однго из них Наполеон опирался правой рукой, говоря своему брату Жозефу (королю Испании в 1808—1813 годах, известному здесь под именем Хосе I Наполеон): "Наконец-то я получил такую желанную Испанию. Мой брат, ты будешь жить в доме лучше моего."
Что касается событий, вызванных французским вторжением, первые крики восстания поднялись у ворот дворца, что стало прелюдией к восстанию Мадрида против армии Наполеона. Увидев, что французы уводят инфанта Франциско, толпа попыталась помешать этому, отцепив лошадей от экипажа.
В другом случае лестница стала свидетелем вооруженного акта, произошедшего в ночь на 7 октября 1841 года, когда на дворец напали враги регента Эспартеро с целью отобрать дворец у королевы Исабель II и ее сестры Луисы Фернанды. Согласно хроникам, штурмом лестницы руководил генерал Конча, «одетый в сюртук и размахивающий мечом». Полковник Доминго Дульсе и подполковник Сантьяго Барриентос с помощью 18 охранников сыграли главную роль в обороне. Лестница дворца в других случаях была свидетельницей о безвозвратном уходе, например, когда король Карлос IV покинул дворец 10 апреля 1808 года. под давлением Наполеона, он так и умер в Риме в изгнании. Хосе Бонапарт также спустился по этой лестнице в августе 1812 года, чтобы вернуться на свою родину. Изабелла II покинула дворец, чтобы провести летние каникулы на севере Испании, превратившиеся в ее изгнание. Альфонсо XII отдавал предпочтение дворцу Эль-Пардо и проводил в нем много времени, он умер там, поэтому он также совершил спуск по ступеням лестницы дворца без возврата.
Большой Колонный Зал (El gran salón de las Columnas) использовался для празднеств и балов, он был главной сценой Великого Четверга, во время которого король омывал ноги 12 нищим, а затем сам подавал им еду.
В этом же месте был обнаружен труп Альфонсо XII, а также несколько лет спустя - труп генерала Франко.
Во время регентства Марии Кристины Габсбург (1879-1885) некоторые комнаты были отремонтированы и украшены, например, Оружейный Зал был украшен гобеленами из Королевского дома, Курительная комната, была покрыта японскими тканями, а парадная столовая также была не только украшена гобеленами , но и новой отделкой из мрамора и ценных пород дерева.
После свадьбы Альфонсо XIII на верхних этажах были проведены некоторые улучшения, после которых появились детские комнаты, оформленные в английском стиле того времени.
Арки, закрывающие площадь Пласа-де-ла-Армерия со стороны улицы Байлен, являются реконструкцией времен Исабель II.
Во время гражданской войны в Испании здание дворца было сильно повреждено, но позже восстановлено в период с 1942 по 1944 год архитектором Диего Мендесом Гонсалесом. В конце 60-х годов ХХ века была проведена очередная реставрация под руководством архитектора Рамона Андрада Пфайффера: количество дымоходов сократилось, остались только оригинальные, а фасады подверглись интенсивной очистке. В 1971 году были отрестварированы статуи на фасаде дворца.
Сегодня Королевский Дворец в Мадриде - одна из немногих официальных резиденций глав государств, открытых для публики.