Найти тему
Записки от скуки

Приход учения Будды в средневековую Японию

Оглавление

Скорее всего многие знают, что буддизм попал из долины Инда с начала в Китай. Там учение вступило в синтез с местной философией, в частности с Дао, образовав новое ответвление Махаяны - Чань. Сформировавшись примерно к пятому веку, Чань-буддизм покидает границы поднебесной и начинает распространяться по Азии.

В средневековую Японию это учение проникло в эпоху Хэйан (794-1185). Понравившись японцам оно мгновенно начало "захватывать" острова. Благодаря веротерпимости к другим религиям буддизм начал смешиваться с местными верованиями, образовав нечто необычное, называемое современными религиоведами синто-буддизм. Естественно, "свет истины" не может расходиться по стране сам собой. По этому к десятому веку сложились две монашеские школы, в начала Тэндай, а в след за ней Сингон.

Школа Тэндай

Для служения будде, необходимо быть в первую очередь честным и добрым, а так же умным. В Японии был такой человек, его звали Сайтё. будучи выходцем из семьи китайского происхождения, он с малых лет изучал Буддизм. Позже став служителем в столичном храме Тодай-дзи, Сайтё разочаровался в окружающих. Столичные аристократы и монахи казались ему сплошь интриганами и бездуховными людьми. Монах перебрался в горы образовав собственный монастырь Энряку-дзи. Его искренние порывы заметил Камму-тенно. Император одарил молодого учителя всевозможными милостями, а потом и вовсе отправил изучать буддизм в Китай.

Портрет Сайтё.
Портрет Сайтё.

На материке Сайтё проводил больше всего времени в монастыре на горе Тянтай. В этом месте он окончательно убедился в правильности своего пути. Вернувшись домой, он назвал свою школу Тэндай (кит. тянтай-дзун). Учитель делал всё, что бы его монастырь был независимым от кого бы то ни было, однако подчёркивал, что религия должна подчиняться государственной власти и даже помогать ей в управленческих вопросах. Так же он утверждал важность для монаха изучать все направления буддизма и потом щедро делиться этими знаниями со всеми людьми.

Тэндай включал в себя так же учение Бодхисаттвы. После смерти многих из важнейших деятелей школ, таких как вышеупомянутый Сайтё, нарекали Бодхисаттвой.

В целом же тэндай исповедовало следующие идеи:

  1. Доброжелательность, по отношению к другим религиям.
  2. Вера в возможность спасения всех существ.
  3. Каждое смертное существо есть суть одного.

Основой учения, стала "сутра белого лотоса". В ней довольно полно изложены принципы Махаяны, а так же там говорится о великой силе будды, которой достаточно для спасения каждого живого существа.

Школа Сингон

Судьбы Кукая, основателя школы Сингон (в Японии), во многом похожа на жизнь Сайтё. В молодости он готовился стать чиновником. Изучая конфуцианские тексты и обучаясь каллиграфии молодой аристократ стоял перед выбором. Стать государственным служащим нижних чинов (Высшие посты уже были заняты могущественными кланами по типу Фудзивара) или принять учение будды. Кукай пошёл в монастырь. Разглядев перспективы, он начал учиться с удвоенным усердием. В 804 году, так же как и Сайтё был отправлен императором Камму в Китай. Там Кукай обратился в учение Сингон (кит. чжэньянь). Вернувшись домой он посвящает время написанию трактатов и строительству собственной духовной школы.

Кукай получил широкую известность не только потому что был основателем независимой школы. Будучи очень талантливым человеком, он занимался по мимо прочего каллиграфией, живописью и стихосложением. Своё усердие и умение он передавал ученикам.

Портрет Кукая. XIV век. Чикаго, Институт Искусства.
Портрет Кукая. XIV век. Чикаго, Институт Искусства.

Новопосвящённый читал сутры и изучал мандалы. эти упражнения были направлены на постижение природы Будды. При выполнении ритуалов и чтении сутр, сингон обещала пробуждение при жизни, причём нынешней. Кукай отстаивал мнение о том, что достигнуть просветления можно мгновенно, в этом мире.

Так же важно заметить, что если Тэндай больше фокусировалась на учёности и важности самодисциплины, то Сингонские монахи часто занимались различными искусствами. На протяжении всей эпохи хэйан, именно поэзия, каллиграфия, живопись и скульптура притягивали взоры людей к монастырю на горе Коя.

-4