Расширенная вселенная "Звездных войн" существует почти столько же, сколько существует оригинальная трилогия. Несколько лет назад злой и коварный Дисней (дьявольский смех за кадром) присвоил РВ статус так называемых "Легенд" – теперь новых книг по старому канону больше не пишут, а пишут их по новому, диснеевскому канону.
Впрочем, за время расцвета расширенной вселенной литературы вышло немало. Есть произведения, едва ли не единогласно признанные шедеврами. (Да, "Трилогия Трауна". Нет, это не банальный пример). Есть, напротив, книги, которые многим читателям не понравились.
В этом смысле интересна судьба романа "Дети джедаев" Барбары Хэмбли. Произведение – из числа тех, что были не слишком благосклонно приняты в фанатской среде. Однако если вы зададитесь целью поискать отзывы на "Детей джедаев" на просторах интернета, вы не обнаружите серьезных объективных разборов и качественной аргументированной критики. В основном вам встретятся субъективные высказывания в духе "мне не зашло", "неправильные ЗВ", "слабый Люк", "я ничего не понял", "сжечь книгу вместе с автором".
Печально наблюдать, как порой заносит критиков-любителей. Однако не будем о грустном! Эта статья призвана раскрыть совершенно противоположную тему. Наш читатель, блестящий знаток РВ и просто хороший человек – Михаил aka Sightsaber – написал детальный разбор, в котором он высказывает свое мнение относительно "Детей джедаев" и приводит свои аргументы, почему он считает книгу Барбары Хэмбли достойной и даже одной из лучших.
Михаил поделился с нами своей аналитикой, а мы хотим поделиться с вами. Статья Sightsaber'a публикуется в сокращенном виде - формат дзена накладывает свои ограничения на объем. Если вы хотите прочитать также и полный текст, внизу на него есть прямая ссылка.
"Дети джедаев" Барбары Хэмбли: объективно и аргументированно
Роман "Дети джедаев" вышел в 1995 году, а спустя два года был переведен на русский. Автор романа, калифорнийская писательница Барбара Хэмбли, к тому времени была уже вполне состоявшимся автором и писала в основном в жанре фэнтези; у нее есть нескольких литературных наград, в том числе, авторитетная премия "Локус".
В среде фанатов ЗВ "Дети джедаев" принято ругать. Часто упоминают тяжелое повествование, непродуманный сюжет, ужасный перевод. И если с последним невозможно не согласиться (Виктор Федоров и А. Селезнев, для которых роман стал единственным переводом по ЗВ, местами откровенно не понимают смысла текста), то с остальным, на мой взгляд, всё не так однозначно.
Пара слов о главных героях
12 лет прошло с битвы при Явине. Узнав, что во времена империи на планете Белсавис находилось убежище для детей джедаев, Люк, Хан и Лея отправляются на его поиски. Люк, его ученица Крей и штурмовик Трив оказываются на борту гигантского имперского корабля "Око Палпатина", а Лея и Хан прибывают на Белсавис и вступают в схватку с имперскими недобитками, которых возглавляет Рука императора Роганда Исмарен и ее сын.
В отличие от большинства книг, Люк у Барбары Хэмбли – не супергерой. Он страдает от тяжелых ран, борется за выживание себя и своих соратников и несет на своих плечах ответственность за десятки жизней на борту и судьбу целой планеты.
Лея – глава Новой Республики, а Хан – ее муж, у них множество государственных дел и три ребенка, тем не менее они отправляются на Белсавис на поиски детей джедаев. Книга показывает нам взаимоотношения Леи и Хана, позже развитые в других произведениях.
Однако в "Детях джедаев" нам интересно не только старое доброе трио, но и новые герои.
Во-первых, Крей – ученица Люка, спец по программированию искусственного интеллекта. Годом ранее Крей сумела перенести (не до конца удачно) сознание умершего возлюбленного в тело дроида. У Крей в книге, пожалуй, самая яркая дуга развития характера: от надежды на высокотехнологичное воскрешение любимого человека она приходит к разочарованию. В конце концов Крей жертвует собой ради учителя и друга.
Во-вторых, Трив Потман – имперский штурмовик. Долгие годы он жил на планете Пзоб среди диких гаморреанских племён. Трив помог Люку и его спутникам, а потом вместе с ними попал на борт секретного боевого корабля. Роман "Дети джедаев" – один из тех редких случаев, когда "Звездные войны" показывают нам жизнь простого штурмовика. Трив оказался последним выжившим в группе штурмовиков на Пзобе, он много лет боролся с вызовами природы, нашел общий язык с местными, а в итоге сумел преодолеть промывание мозгов на борту "Ока Палпатина".
В-третьих, Роганда Исмарен – Рука императора; после смерти Палпатина она укрылась на Белсависе, растит здесь чувствительного к Силе сына и предпринимает усилия, чтобы объединить вокруг себя части бывшей имперской элиты для возврата к прежним порядкам.
И, наконец, Каллиста Минг, самый примечательный персонаж книги. Джедай времен Старой Республики, она воспитывалась в свободолюбивой секте Джинна Альтиса, а после прихода к власти Палпатина погибла, предотвратив использование первого прототипа Звезды смерти, но сумев перенести свою сущность в компьютер боевой станции. Люк Скайуокер полюбил ее даже не с первого взгляда – с первого прикосновения в Силе. Барбаре Хэмбли, пожалуй, первой удалось показать джедая действительно живым человеком, продемонстрировать конфликт между долгом и личными чувствами.
Персонажи, атмосфера, сюжет
Всех новых персонажей книги можно назвать яркими и нешаблонными, а старые знакомые открываются нам с новой стороны (разве что Хан бледно прописан). У каждого – обоснованная мотивация, свои достоинства и свои ограничения (так, Рогнеда, выдвиженец Палпатина, конфликтует с союзной ей родовитой аристократией, а дроид с сознанием возлюбленного Крей всё отчетливее осознает, что не сможет заменить погибшего).
Хорошо прописаны локации: атмосферный Белсавис (льды, влажные джунгли, пещеры, где живут потерявшие память контрабандисты), высокотехнологичное "Око Палпатина" (с абсурдным сюрреализмом штурмовиков-гаморреанцев и разумных цветов в роли офицеров имперского флота). Довольно подробно рассказано о создателях Звезды смерти. Романтично показана любовь Каллисты и Люка, особенно на фоне глубоких и разносторонних, но весьма приземленных отношений Люка со своей будущей женой Марой Джейд.
По тексту встречаются неизбежные косяки вроде путаницы дат, или, например, описание двора Палпатина не похоже на известное по более поздним источникам, но для книги 1995 года, когда объем справочной информации был невелик, это объяснимо.
Роман сочетает новизну и неизбитость антуража с соответствием атмосфере "Звездных войн" (что далеко не всегда получалось у остальных авторов лукасовского канона и практически никогда – у авторов канона диснеевского). События книги наводят мосты между Старым и Новым орденами джедаев и раскрывают с новой стороны важнейшего персонажа – Люка Скайуокера.
В целом "Дети джедаев" совершенно не заслуживают тех критических отзывов, которыми полнится интернет, и однозначно рекомендуются к прочтению.
ЗДЕСЬ вы можете прочитать полный текст статьи "Дети джедаев" Барбары Хэмбли: оболганный шедевр?