Найти в Дзене

Айвазовский, ищущий оправдания

Великий поэт и знаток морской стихии. Он, как мало кто другой чувствовал море, его жизнь, его дыхание. Он любил писать море, спокойное море, бурное море, ночное море, полуденное море, морские берега. Но всё равно море. Оно всегда было главным героем его картин, его главной музой, главным сюжетом. Естественно, там, где море – там и корабли, прибрежные виды. Всё это составляло 90+% Вселенной Айвазовского.

Однако, время от времени до художника доносились упрёки в однообразии, долетали критические стрелы, высказывания о том, что он пишет всегда одно и то же. Возможно в такие моменты Иван Константинович и брался за картины «с сюжетом». А может быть причина была в другом. Я постарался сделать подборку подобных «исторических картин» Айвазовского. При этом, из перечня были исключены те картины, где просто что-то происходит на море (кораблекрушение, спасение, потопление и т.п) и морские батальные сцены (это всё-таки отдельный жанр), а также те, где моря как такового нет. Набралось около 30 работ, которые условно можно разделить на 9-10 тематических разделов.

Итоги подведём в конце, а пока, я предлагаю просто посмотреть.

Довольно старый приём в истории живописи – обращение к библейскому сюжету. Будем считать это первым тематическим блоком. Начнём «по порядку».

И.К.Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция, Италия
И.К.Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция, Италия

Мхитаристы – монашеский орден армян-католиков. Интересно, что произведение написано маслом не на холсте, как это привычно, и даже не на дереве, а на бумаге.

В следующей картине обратите внимание на очертания облака-кометы. Видите фигуру Творца с поднятой головой и выставленной вперёд рукой?

И.К.Айвазовский. Сотворение мира 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
И.К.Айвазовский. Сотворение мира 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Возможно, что, разглядывая следующее произведение, кто-то захочет сказать о влиянии Гюстава Доре. Но это будет ошибкой. Если я ничего не путаю, Айвазовский написал эту картину на 2 года раньше, чем вышла гравюра Доре.

И.К.Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
И.К.Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Лично я не вижу ничего плохого в том, что художник повторяет свои же работы. Тем более, если это делается не механически, а творчески. Листайте галерею.

И.К.Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891. Частное собрание.
И.К.Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891. Частное собрание.

И снова авторский повтор.

Античная мифология, несмотря на обилие сюжетов, не очень повлияла на творчество Айвазовского.

И.К.Айвазовский. Путешествие Посейдона по морю. 1894 Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
И.К.Айвазовский. Путешествие Посейдона по морю. 1894 Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Зато сама история античности, в первую очередь античная поэзия, видимо живо волновали художника. Листайте галерею.

Кстати, вы в курсе, что в истории русского искусства знаменитая Помпея гибла минимум 2 раза?

И.К.Айвазовский. Гибель Помпеи. 1889. Ростовский областной музей изобразительных искусств
И.К.Айвазовский. Гибель Помпеи. 1889. Ростовский областной музей изобразительных искусств

Так, мы от поэзии плавно перешли к известным историческим событиям. Как вы думаете, какой исторический деятель чаще всего попадал на картины Айвазовского? Конечно Колумб. Чего же ещё ожидать от великого мариниста. Галерея к вашему вниманию

А вот здесь персона, которой на море откровенно не везло. Но как символично смотрится он на этой скале, даже сопровождающий его повсюду орёл парит ниже.

И.К.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
И.К.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Из деятелей русской истории художнику снова близок тот, кто положил начало морскому флоту. Небольшая галерея

История историей, но поэзия влекла великого романтика как минимум не меньше. Мы уже видели это на примере Древней Греции. Теперь пора посмотреть и на более поздние времена.

И.К.Айвазовский. Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
И.К.Айвазовский. Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

В следующей галерее кумир романтиков и, как бы сказали сейчас «культовый персонаж».

И конечно «наше всё».

И.К.Айвазовский. Прощание Пушкина с морем (фигура Пушкина написана И.Е.Репиным). 1877  Музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
И.К.Айвазовский. Прощание Пушкина с морем (фигура Пушкина написана И.Е.Репиным). 1877 Музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

Отдав должное Байрону, Айвазовский не мог не воспеть Пушкина. Смотрите последнюю на сегодня галерею.

А теперь к заголовку. При скором просмотре действительно создаётся впечатление, что художнику не удалось оправдаться. Что бы он не писал, получается автомат Калашникова море (в крайнем случае облака, как на картине с Данте). С другой стороны, лично я уверен в том, что Айвазовский в оправданиях не нуждается. Также, как и те, кто любит его творчество. Эта статья (я надеюсь) была вступительной. В нескольких следующих я попытаюсь объяснить, почему не стыдно любить Айвазовского и почему он великий художник, что бы не говорили высоколобые умники в XIX и в XXI веках.