В античные времена мыслители не видели таинственности и величия в таком чувстве, чего не скажешь о мифологии того времени. Многие полагали, что любовь существует сама по себе и является частью космоса. Гесиод писал, что Эрот (бог любви) появился после Хаоса, Геи и Тартара, благодаря его силе появились другие боги. Философ Парменид утверждал, что в центре космоса находится любовь, которая имеет влияние на рождение и развитие всего живого на земле, а также соединяет миры между собой. По мнению Эмпедокла, четырьмя стихиями (огнем, воздухом, водой и землей), которые имеют влияние на мир, управляют Вражда и Любовь. Благодаря их противостоянию в мире есть разнообразие и согласие. Мыслитель полагал, что если бы существовала только Любовь, то космос бы погиб. Платон писал, что рожая детей, люди пытаются существовать вечно. Благодаря любви человек способен видеть чистоту, идеальность и вечность. Великий философ считал, что возвышенное чувство заставляет человека стремиться к мудрости и красоте, идти от худшего к лучшему.
Средневековые представления Поиски смысла любви философия не прекращала и в христианские времена. Однако к этому времени мыслители уже отзывались о ней как о более духовной, способствующей налаживанию связи человека с Богом. Глубоко проанализировал христианское значение любви Серен Кьеркег. Он полагал, что только у такого чувства есть моральные ценности – жалость, милосердие и сострадание. Фома Аквинский разделял понятия телесной и духовной любви. Восхвалял стремление к Богу как наивысшую ценность. Августин в «Исповеди» осуждал свои увлечения в молодые годы и прославлял духовную любовь. Он утверждал, что благодаря оращению к Богу обрел гармонию и понял смысл жизни. Августин писал: «Два вида любви создают два вида града: самовлюбленность и пренебрежительное отношение к Богу – это земной град; стремление к Богу и пренебрежительное отношение к себе – это небесный град. Один восхваляет себя, другой воспевает Творца» (De Civitate Dei, XIV, 28).
Мысли философов эпохи Возрождения Френсис Бэкон утверждал, что христианская любовь воспитывает в человеке добродетель. Но не менее важной является и земная, благодаря которой люди познают себя и радуются жизни. Также Френсис осуждал это чувство, так как оно приводит к одержимости и зависимости. Бэкон считал, что влюбленным нужно контролировать себя, ибо в этом состоянии человек теряет способность разумно мыслить. Декарт разделял возвышенное чувство на три вида: благоговение, дружбу и привязанность. Он полагал, что страсть к своей второй половинке и есть любовь, которая сподвигает людей видеть смысл жизни и творить. По научной теории Декарта, любовь – это дух, который движется по нервной системе и управляет человеком. Кант утверждал, что существует два типа любви – «патологическая» и «практическая». Практическая – к ближнему и Богу, а патологическая – чувственная. Шопенгауэр писал о ней как о страсти, которую невозможно преодолеть. Она сильнее голоса рассудка, способна толкнуть человека на жертву, и благодаря ей рождаются высокие творения искусства, а потом чувство внезапно исчезает.
Любовь и современники Фром писал, что с помощью любви люди преодолевают отдаленность между друг другом. Он считал, что это чувство помогает человеку уйти от одиночества. Благодаря любви люди воссоединяются. По Фрейду любовь бывает нежной и чувственной. Он утверждал: « Если удовлетворять чувственную страсть, то она обречена на угасание. А для того чтобы развиваться, любовь должна быть смешана с нежными компонентами».
Источник: https://nauka.club/filosofiya/lyubov-v-ponimanii-filosofov-raznykh-epokh.html