В последнее время в Москве и в иных регионах страны участились случаи, когда сотрудники кафе и ресторанов, чаще всего прикрываясь отсутствием терминала для банковской оплаты, настаивают, чтобы клиенты оплачивали свои заказы исключительно наличными денежными средствами.
Основные причины такого требования, помимо якобы отсутствия у заведения терминалов оплаты, заключаются “во временной потере связи с кредитной организацией”, “с отсутствием в помещении связи”, “с банальными техническими причинами”. Однако в большинстве случаев эти причины не имеют ничего общего с реальностью.
Что делать, если официант требует оплатить счет наличными? Об этом расскажу далее. Поделюсь 2 действенными способами, которые остановят этот произвол раз и навсегда.
Почему рестораны и кафе иногда уклоняются от приема к оплате банковских карт?
Обычно это выглядит так: официант или менеджер приносит счет и сообщает, что у них сегодня технические неполадки/не работают терминалы/плохо связь ловит и придется оплатить счет наличными.
Причины, по которым так происходит, могут быть разными. Одна из самых вероятных - экономия на эквайринге. Все просто. Чтобы проводить оплату по банковским картам - в заведении должно быть специальное оборудование для безналичных платежей. Кроме того, банк за работу с платежами берет комиссию - определенный % от оборота. Иногда комиссия слишком высокая, тогда кафе и рестораны всячески пытаются обойти это.
Иная причина - использование таких «серых» схем с целью ухода от уплаты налогов. В таком случае, клиенту, оплатившему заказ, выдают предчек, отличающийся от обычного отсутствием QR-кода. Если настаивать на своем и требовать выдачи кассового чека, тогда сотрудникам кафе/ресторана придется пробить все как положено, выдать чек и тогда информация о покупке благополучно отправиться в налоговую.
Но иногда заведения принципиально не используют терминалы об оплате, потому что им просто-напросто нужна «наличность». На оплату аренды, например. В этом случае, сотрудники и официанты начинают буквально настаивать на оплате счета наличными.
О чем говорит нам закон?
Закон “О защите прав потребителей” в данном случае всецело защищает интересы именно посетителей. В статье 16.1 четко сказано о том, что все магазины, чья выручка за предыдущий год превысила 40 млн рублей, обязаны принимать от покупателей не только наличные, но и как минимум банковские карты платежной системы “Мир”.
Стоит заметить, что в период с 01.03.2021 до 30.06.2021 действует важное примечание, которое гласит, что вышеуказанные требования распространяются на случаи, если выручка превышает 30 млн. рублей.
Однако в России многие кафе и рестораны в силу разных обстоятельств могут иметь выручку гораздо меньше той, что установлена в законе. Этот нюанс также урегулирован в законе, все в той же статье 16.1 Закона “О защите прав потребителей”. Так, от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте освобождены продавцы, если их годовая выручка составляет менее 5 млн. рублей.
Соответственно, если вы столкнулись с подобной проблемой, ее необходимо решать в следующей последовательности:
Способ 1. Банальная настойчивость с угрозой “пожаловаться, куда надо”
И вполне возможно, что в ресторане/кафе тут же заработает терминал. Эффективным способом будет просьба принести якобы неисправный терминал, чтобы лично убедиться в том, что он действительно не работает, и сообщить о составлении жалобы в Роспотребнадзор для дальнейшего разбирательства. Удивительно, но и в этом случае вероятность, что вам откажут в оплате картой, будет крайне низкой!
Способ 2. Жалоба в Роспотребнадзор
О подобном нарушении следует также сообщать непосредственно в Роспотребнадзор. Это можно сделать как лично, путем составления жалобы, так и оставить обращение с помощью официального сайта. Но для привлечения нарушителей к ответственности нужно доказать, что терминал в тот момент действительно находился в исправном состоянии, что на практике довольно трудно.
Что грозит нарушителям, требующим к оплате наличные денежные средства?
По закону заведение не имеет никакого права отказать в оплате банковской карты, если терминал находится в рабочем состоянии. За такое правонарушение придется заплатить приличный штраф (ст. 14.8 КоАП РФ). Организации, которые не принимают карты могут быть оштрафованы Роспотребнадзором:
1. На 30—50 тысяч рублей, если магазин принадлежит организации.
2. На 15—30 тысяч, если владелец магазина — ИП.
Но для магазинов не так страшен штраф, как внеплановая проверка из Роспотребнадзора. Поводом для нее может быть и жалоба, поступившая от покупателя.
А вы сталкивались с подобной проблемой? Рассказывайте в комментариях
Понравилась статья? Ставь 👍🏻