Найти тему
Шпионские страсти

Напарник вначале спутал все карты, а затем помог

1 декабря 1943 года перешел линию фронта и сдался немцам сержант Василий Капитонович Ющенко. Мотивировал свой переход обидой на Советскую власть и надеждой разбогатеть на службе у Рейха. Его посадили в тюрьму. Какое-то время возили в Кингисепп на допросы. И, наконец, случилось то, ради чего Ющенко перешел фронт. Он предстал перед начальником абвергруппы 112 капитаном Шотом*.

Шот предложил Ющенко поработать на Германию. То есть, то, что и требовалось перебежчику, направленному советской контрразведкой с заданием попасть в абвергруппу и выяснить состав преподавателей и курсантов этой структуры.

Ющенко согласился и начал предлагать свои услуги в качестве шофера и автомеханика.

Ему ответили отказом и сообщили, что из него будут готовить агента-диверсанта, который будет заброшен в тыл Красной Армии. Последнее совсем не входило в планы как Ющенко, так и тех, кто его готовил для заброски в немецкий тыл. Но возражать не приходилось. Капитан Шот приказал, курсант - исполняй.

На следующий день по прибытию Ющенко в деревню Кезево, в которой располагалась абвергруппа 112, к нему приставили напарника.

Гладов (так представился напарник) оказался маленьким юрким парнем неопределенного возраста. Выяснилось, что он отлично тренирован, отменно стреляет, прекрасный лыжник. Ющенко Гладову не понравился, он даже оскорбил Василия, обозвав лопухом.

Но приказ есть приказ. Гладову объяснили, что Ющенко его напарник для заброски в советский тыл, а потому Гладов обязан обучить Ющенко всему, что умеет сам.

Весь январь 1944 года Гладов и Ющенко обучались и тренировались вместе ходьбе на лыжах, стрельбе. Учились подрывному делу, ориентированию на местности. Тренировались каждый день, невзирая на погоду. Прервались лишь раз, в связи с переездом абвергруппы 112 в город Псков**.

Здесь Гладов попросил у Шота разрешения «съездить к девочке» в Остров. За проявленное усердие в учебе, Шот выделил Гладову три дня на эту поездку.

Гладов выехал и … бесследно исчез. Все попытки абверовцев выяснить, что с ним произошло, ничего не дали. К тому же кто-то пустил слух, что Гладов ушел к партизанам.

Следствие закончилось тем, что Шот отменил переброску Ющенко в тыл советских войск. Оставил шофером грузовой машины при авбергруппе, то есть, сделал то, что и нужно было Василию Капитоновичу.

Ющенко стал общаться с шоферами, писарями, радистами группы, узнавал от них много интересного. Информацию передавал со связниками нашей разведсети в Пскове.

Отступал из Пскова вместе с немцами***. На определенном этапе связь с ним оборвалась.

Разведчик Василий Капитонович Ющенко. Фото 1942 г.
Разведчик Василий Капитонович Ющенко. Фото 1942 г.

Лишь в январе 1945 года Ющенко перешел фронт в районе Кенигсберга****, на участке наступления 39-й армии. Назвал свой позывной - «Охотник» - и был немедленно доставлен в штаб контрразведки фронта. Здесь назвал десятки имен и примет, заброшенных или оставленных у нас в тылу агентов абвера.

Герой -разведчик был награжден орденом.

А не исчезни Гладов, Ющенко оказался бы у своих, так и не выполнив порученное ему задание.

Несомненно Гладову «помогли» исчезнуть псковские подпольщики.

(Источники: А.А. Богданов, Г.Г. Власов и другие)

* Шот Бруно, клички «Бор» и «Грим» - капитан, начальник АГ-112 с июля 1943 до июня 1944 года.

** В конце января 1944 года через дер. Ситенка, Лужского района, Ленинградской области АГ-112 передислоцировалась в Псков.

*** в конце февраля 1944 года АГ-112 перебазировалась на территорию Эстонской ССР, в мест. Риканди (10 - 12 км севернее гор. Выру), где находилась до июня 1944 года; затем переехала на хутор Рамка (45 - 50 км от гор. Вальмиера) Латвийской ССР и в конце сентября 1944 года - в мест. Скаудвил (24 км к северо-западу от гор. Тауроген).

**** В январе 1945 года вся АГ-112 из мест. Гросс-Раум эвакуировалась вглубь Германии по маршруту Шверин-Бесков-Торгау и в марте 1945 года прибыла в район Карлсбада, в одно из местечек (наименование не установлено) в 20 км от города. Часть личного состава группы якобы попала в плен к американцам.