Найти в Дзене
Шпионские страсти

Четыре дня в «тихой» Одессе и мандат спасший жизнь

После прихода к власти Временного правительства в феврале 1917 года, во многих городах бывшей Российской империи установилось двоевластие. С одной стороны комиссары и администрация, назначаемые Временным правительством, с другой Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Это же произошло и в городе Николаев.

В связи с тем, что местным контрразведчикам приходилось часто бывать на судостроительных заводах города Николаев и общаться с рабочими, местный Совет рабочих и солдатских депутатов выдал контрразведчикам Штаба Черноморского флота, служившим в Николаеве, специальные мандаты за подписями руководителей Совета и печатью Совета.

И так случилось, что в первые дни после свержения Временного правительства в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда к власти пришли большевики, руководитель Николаевского отделения контрразведки Штаба Черноморского флота С.М. Устинов прибыл по делам в Одессу. Планировалась его встреча с руководителем контрразведки Одесского региона.

Едва Устинов заехал в Одессу и остановился в гостинице «Бристоль», как в Одессе загремели выстрелы. Судя по частой стрельбе, бой, что шел в черте города, был упорным и весьма продолжительным.

Когда стрельба стихла, в гостиницу прибыл лейтенант Г. из местного отделения контрразведки. Он сообщил Устинову, что в городе был бой между отрядами большевиков и самостийников от УНР. Потери с обеих сторон исчисляются сотнями. Большевики заняли порт, почту, Государственный банк. Самостийники засели на вокзале.

Г. посоветовал Устинову никуда не выходить в этот вечер из гостиницы и уехал.

-2

Устинов как раз заканчивал ужин, когда вновь загрохотали выстрелы, сначала винтовочные,а затем и пулеметные. А вскоре к этим звукам присоединились выстрелы из орудий броневиков.

Бой шел нешуточный.

В ресторане гостиницы на окна поспешно опустили железные жалюзи. Вестибюль гостиницы начал наполняться людьми, ищущими спасения от перестрелок на улицах города. Постояльцы шумно обсуждали происходящее на улицах.

Устинов поднялся к себе в номер. Вскоре к нему постучал официант из ресторана, сотрудничавший с контрразведкой, и посоветовал Устинову запастись провизией. Тот заказал индейку, горячие телячьи котлеты, много хлеба, консервов, сыра и бутылку коньяка. Официант доставил это в номер, и оказалось, что он был прав. Из этих запасов продовольствия самому Устинову досталось немного. В течение последующих дней Устинову пришлось подкармливать женщин и детей, проживавших в соседних номерах гостиницы.

Как и предвидел официант, в тот же вечер какие-то вооруженные люди выгребли из ресторана все запасы продовольствия. А те крохи, что остались - местная администрация начала продавать постояльцам по бешеным ценам: кое-кто решил нажиться на попавших в беду людях.

Гостиницу превратили в бастион. На двух ее угловых балконах поставили пулеметы. У входа в гостиницу находился броневик. В самой гостинице был организован лазарет, куда приносили раненных. Их перевязывали бинтами из порванных простыней. В швейцарской лежали три трупа.

В ту же ночь группа вооруженных солдат устроила проверку постояльцев и обыск по номерам. У постояльцев отбирали оружие. Офицеров арестовывали.

Когда солдаты вошла в номер Устинова, тот сидел с револьвером в руке, не зная, что ему делать.

У него первым делом потребовали документы. Устинов протянул им удостоверение начальника контрразведки Штаба Черноморского флота города Николаев и мандат, выданный Николаевским Советом рабочих и солдатских депутатов.

Далее произошло неожиданное. Сочетание удостоверения начальника контрразведки и мандата Совета солдатских и рабочих депутатов резко изменило настроение вошедших. Они стали на редкость вежливыми и обходительными. Их командир тут же выписал Устинову бумагу, что обыск у него произведен, и заверил, что больше Устинова никто беспокоить не будет.

Однако, оставшись один, Устинов выпил коньяку чтобы успокоить расшалившиеся нервы.

Всю ночь никто не спал, а утром стрельба возобновилась с еще большей силой.

Выяснилось, что многие не запаслись продовольствием. Пришлось постояльцам устраивать складчину и делить имеющуюся провизию на всех. Не имея возможности покинуть гостиницу, постояльцы с ужасом наблюдали из ее окон за тем что творилось на улицах.

-3

В частности, они были свидетелями боя между отрядом большевиков и броневиком самостийников. Последний был поврежден и уехать своим ходом не мог. Экипаж броневика отбивался до последнего патрона. Когда его захватили, весь экипаж был убит.

Три дня в Одессе шли бои.

Наконец, стрельба стихла и всем разрешили выходить на улицу.

Толпа обрадованных постояльцев и многие из горожан радостно высыпали на улицы.

Однако, немного времени спустя загремели выстрелы из подвалов и чердаков, на Соборной площади застучали пулеметы. На Дерибасовской взорвалась бомба.

Бой возобновился с новой силой. Гражданские разбегались кто куда, прятались по ближайшим зданиям и магазинам. Множество трупов устилали мостовые.

Лишь к ночи части большевиков сумели окончательно выбить из Одессы отряды самостийников.

В городе воцарился мир.

Устинов получил возможность закончить свои служебные дела и отбыть в Николаев, где за время его отсутствия также не обошлось без стрельбы.

Так мандат Николаевского Совета рабочих и солдатских депутатов спас в Одессе жизнь начальнику контрразведки Штаба Черноморского флота города Николаев в бурные дни смены власти.

(Источник: С.М. Устинов)