Нормативные правовые базы, представленные в различных категориях (теоретических построениях, методах и т. д.), по значимости составляют основу для реализации функций государства. Так, Конституция РФ в гл. 1 устанавливает принципы, на которых основывается деятельность государства (конституционные основы государства). Здесь же определяются методы осуществления государством государственной власти (гражданский, государственный и административно-правовой методы). Конституция также провозглашает главенство государства в системе разделения властей. Она определяет систему федеральных органов государственной власти, порядок их образования, компетенцию, порядок деятельности. Важнейшей частью Конституции РФ являются Основы конституционного строя (ст. 15), регулирующие основы конституционного устройства РФ (ст 1), политическую основу государственной власти в РФ (п. 2), порядок изменения Конституции РФ и порядок принятия новой Конституции РФ.
Правовое положение Президента РФ определяется ст. 83 Конституции РФ, которая устанавливает, что он является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государства. Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ (согласно ст. 71 Конституции). К основным органам исполнительной власти относится Правительство РФ (гл. 7 Конституции).
Основные структурные элементы государства – федеральные органы государственной власти РФ – также функционируют во взаимодействии с органами других структурных элементов – субъектов Российской Федерации. Конституция устанавливает разделение властей. Государство представляет собой сложную систему власти, которая одновременно является исполнительной, законодательной, судебной и административной.
Данные структуры осуществляют свою деятельность во взаимодействии, так как все они исполняют одни и те же функции. Реализация функций государственной власти представляет собой их взаимный обмен и применение (для регулирования и координирования) друг к другу.
В настоящее время сложилось несколько подходов к определению механизма реализации государственной власти. Так же как и в других странах, он различается в зависимости от того, в каком порядке в РФ провозглашается разделение властей, в какой форме они осуществляются и какой субъект исполнительной власти наделяется властными полномочиями (например, в монархической Конституции такой порядок провозглашается только в отношении Правительства РФ).
Так же как в других государствах, в России сложилась традиция описывать механизм реализации государственной властных полномочий в форме, близкой к унитарной. Однако, поскольку ни одно из существующих в России унитарных государств не уделило должного внимания данному вопросу, сложилась парадоксальная ситуация, когда, как упоминалось выше, Правительство РФ наделяется прерогативами по осуществлению исполнительной власти.