Эта статья написана по просьбе одного из читателей. Я достаточно много знаю на эту тему, так что, когда меня попросили написать об этом, при первой же возможности - я написал.
Итак - я много говорил о Даосизме, о том, что это такое, о том, есть ли в Даосизме бог-творец, и о так же я писал и о разных богах Даосизма. Сейчас же я расскажу вам то, что знаю о жизни Даосов.
Даосизм образовался в Китае примерно 2500 лет назад как сплав уже существовавших верований и практик под единым началом. Уже сразу Даосизм не противопоставлял себя тому, что было до него, а объединял и обобщал разные традиции, относясь к им с максимальным уважением. Буддизма еще тогда не существовало вовсе. Напомню, некоторые Даосы считают, что Будду Шакьямуни обучал ни кто иной, как Лао Цзы, история которого в Китае закончилась, когда он, верхом на буйволе, уехал на Запад (а западнее Китая - Индия). Некоторые верят, что там, на западе, он встретил ищущего истину принца Гаутаму (он же Будда Шакьямуни) и обучил его.
Изначально, у приверженцев Даосизма не было ни монастырей, ни понятия "монах". Были Даосы. Они не жили общинами, за исключением групп учеников одного какого-то учителя. Даосы жили среди обычных людей, или, некоторые, уходили в горы и леса и вели там отшельнический образ жизни.
Даосы были чем-то вроде тех, кого мы, в России, называем Волхвами, а так же, очень похожая традиция была еще в одном месте на земле - среди кельтов. Их Друиды тоже, очень сильно были похожи на то, кем в ранние века Даосизма были Даосы.
Среди народа Даосы почитались, как мудрецы, целители, волшебники, предсказатели. Так как Даосизм, в качестве одной из очень важных практик, подразумевает совершение добрых дел и помощь людям, Даосов всегда приветствовали как простые люди, так и власть имущие, которые часто просили у Даосов совета или проведения магических обрядов.
Через несколько сотен лет, после появления Даосизма, в Китай пришел Буддизм. Даосы воспринимают его как "отраженный от стены свет истины", себя считая, конечно "прямым светом истины". Взаимоотношения между этими религиями, как правило, очень дружественные. Так вот, Буддизм, придя в Китай, принес туда культуру монастырей. Когда точно это было - сказать сложно, но, допустим в Пекине, самый древний Буддийский монастырь был основан в 303 году Нашей Эры. И это не самый древний монастырь Китая. Так что примерно это было на рубеже Нашей Эры.
Примерно 1900 лет назад, Даос Дзан Линг (Zhang Ling) объявил о том, что ему явился сам Лао Цзы и повелел провести "инвентаризацию" Даосизма, а так же помочь в организации государства свободных людей. Он оказал поддержку Лю Бею, основателю царства Шу во времена Троецарствия. Ныне это провинция Сычуань. Там же, на горе ЧинЧен он основал первый в Китае Даосский монастырь и Даосскую школу Небесных Наставников. Потомки Дзан Линга до сих пор носят титул Небесных Наставников и ныне живут на Тайване.
Как бы то ни было, уже 1900 лет часть Даосов живут и трудятся в монастырях, а не среди простых людей.
Внешне, Даосские и Буддийские монастыри очень похожи. Разница видна внутри, так как в павильонах Даосских монастырей стоят статуи бессмертных, а не Будд. Хотя, обе религии значительно проросли друг в друга, и Даосы оперируют понятием "карма", так же, как Буддисты - понятием "Путь" (Дао). В Китае есть монастыри, которые одновременно и Буддийские и Даосские (кстати, и Конфуцианские тоже). Таких не так много, но они есть.
Чем же занимаются Даосы в монастырях? Не буду врать, распорядок дня я их не знаю. Думаю, встают они очень рано, так как для посетителей храмы закрываются в 16-30 уже, после чего проводят общую вечернюю молитву.
Монахи живут в одноместных кельях. В кельи в некоторых монастырях я заглядывал. Обычно это комната, площадью метра 4, в ней есть кровать, стол и шкаф. Очень аскетично. Вообще, монахи живут очень открыто, я в монастырях заглядывал в совсем уж не публичные места и никто ничего не запрещал никогда. Ну, конечно надо улыбнуться и поздороваться, без этого никак.
Монахи занимаются боевыми искусствами, это можно увидеть в монастырях. Так же они проводят занятия Тай Цзы для всех желающих, абсолютно бесплатно. Достаточно часто можно увидеть монахов, беседующих с обычными людьми, отвечающими на их вопросы. Людей вокруг обычно собирается довольно много.
Ну, разумеется, монахи проводят Даосские церемонии. Так же они занимаются изготовлением разных вещей, относящихся к Даосской магии. Это амулеты, четки, бусы, браслеты, а так же так называемые "Ху" или "Фу" (там звук между Х и Ф) - особые знаки, написанные красными минеральными чернилами на специальной желтой бумаге, которые надо сжигать, чтобы активировать заклинание. Это все продается в магазинчике при монастыре. И, кстати, работает, я неоднократно проверял.
Так же, в каждом монастыре есть Даосский медицинский центр. Внутри ни одного из них я никогда не был, так что точно не смогу описать, что там и как.
Так же, обычно, Даоса можно позвать к себе домой. Он может просто прийти поговорить с человеком, как психолог, как мудрый наставник, может провести магический обряд какой-то, а может и дать рекомендации по переделке внутреннего помещения по правилам Даосского учения о гармонизации пространства Фэн-Шуй.
Однако, монахами стали не все Даосы. До сих по часть Даосов живет среди людей, а не в монастырях. Ныне в Китае действуют две школы Даосизма. Первая школа, это Школа Абсолютной Истины Драконовых Врат. Эта школа открывает монастыри и считается главной, основной школой. На территории ее монастыря "Храм Белых Облаков" находится Всекитайская Даосская Ассоциация.
Вторая действующая школа - Школа Истинного Единства (школа Чженьи) - не строит новые монастыри, и большая часть ее приверженцов живет "в миру", а не в монастырях, как и жили все Даосы до 1 века нашей эры. Однако, как ни странно, именно Школа Истинного Единства является преемницей Школы Небесных Наставников, основатель которой когда-то и построил первый Даосский монастырь.
На этом всё. Я надеюсь, вам было интересно узнать о Даосских монастырях и самих Даосах. Ставьте лайки и подписывайтесь!