Зачем в селе с населением чуть больше 2100 человек появилась трамвайная система, почему она была востребована и в чём причина уничтожения уникальной линии? Я, как большой ценитель редкого транспорта, решил съездить в село Молочное и разобраться.
Шёл далёкий 1986 год. Экономику страны уже вовсю штормило, в страну пришёл дефицит всего и вся. В таких условиях один из руководителей Коростенской железной дороги искал возможность чуть-чуть улучшить жизнь своих сотрудников. И в поисках этих ему улыбнулась удача - пансионат "Береговой" в селе Молочное недалеко от Евпатории был готов принять сотрудников железной дороги к себе.
Но у пансионата была проблема - он находился на расстоянии около 1.5 километров от моря, а идти туда надо было по пыльной и разбитой дороге. В общем, надо было решить вопрос доставки отдыхающих до пляжа и обратно. В то время в Украинской ССР были большие перебои с поставками топлива, поэтому автобус, принадлежащий пансионату, часто простаивал. И тут было принято просто сумасшедшее по нынешним меркам, но тогда устроившее всех решение - построить трамвайную линию!
Уж чего-чего, а материала для строительства у Коростенской железной дороги было хоть отбавляй - всё-таки трамвайное и железнодорожное хозяйство - вещи весьма похожие. Решили построить узкоколейную линию шириной в 1000 мм, сходную с близлежащей Евпаторией. Чтобы если что - была возможность починить подвижной состав неподалеку или одолжить вагон в соседнем городе. И первые вагоны поступили оттуда же. Построили небольшое депо и вот, 18 августа 1989 года, трамвай села Молочное отправился в свой первый рейс.
Получившаяся трамвайная линия была длиной всего-навсего 1.5 километра. Я поднял в воздух дрон и вся она полностью прекрасно уместилась в кадр.
У трамвая были всего 2 остановки, которые и являлись конечными. Первая - это собственно пансионат "Береговой". Сейчас начало линии сильно заросло, а рельсы частично разобраны.
Неподалёку сохранилась рабочая стрелка, которая переводит движение трамваев в депо. Чуть заржавела, но как только я чуть на неё подналёг - сразу сработала. Смазать - и как новенькая будет.
Проезд для отдыхающих в санатории был бесплатным. Садишься на трамвай - и через три минуты ты уже на море. Пансионат оплачивал проезд напрямую из расчёта 4 поездки на отдыхающего в день.
Некоторые участки трамвайной линии сейчас напоминают какую-то Аризону, разве что кактусов не хватает. Контактная сеть уничтожена.
А вот и вторая конечная остановка - пляж.
Работа трамвайной линии была сезонной. Само собой, зимой трамвай был совершенно не востребован, поэтому вагоны выходили на линию только с июня по сентябрь. И продолжалось это до 2015 года. А если быть точным - сезон 2014 стал для трамвая села Молочное последним.
После этого линия была законсервирована, но периодически её вандалят на части - частично утащили рельсы, сняли всю контактную сеть. Вагоны, по идее, должны стоять в депо, но пробраться внутрь было нереально, поэтому утверждать на 100% я не готов.
Да и в целом вся затея по восстановлению трамвайной линии на данный момент выглядит весьма сомнительной. Пансионат в этом году не работает, а если и заработает в дальнейшем (для этого нужно как минимум обновить номерной фонд, потому что сейчас на эти условия без слёз не взглянешь), то куда проще будет пустить автобус или закупить какой-нибудь электрокар, чем восстанавливать трамвайную систему.
И даже в туристическом варианте вся эта история вряд ли отобьётся - не так много на свете трамвайных фанатов, которые готовы приезжать и платить за проезд по уникальной линии, хоть это бы и было очень мило и интересно. Но, очевидно, совершенно экономически невыгодно. Как бы это не звучало печально - скорее всего трамвай села Молочное умер навсегда, а я так и не успел на нём прокатиться.
Я не успел - но быть может получилось у вас?
Если вдруг вы отдыхали в пансионате "Береговой" и ездили по этой трамвайной линии - не стесняйтсь делиться воспоминаниями в комментариях. А если вдруг у вас сохранились фотографии - то обязательно прикрепляйте их к комментарию!
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ | МОЙ INSTAGRAM | МЕССЕНДЖЕР